|
От
|
zero1975
|
|
К
|
Skwoznyachok
|
|
Дата
|
06.02.2024 06:29:48
|
|
Рубрики
|
ВВС;
|
|
Это неверное представление
Явление автоколебаний, известное как шимми - возникает на отдельной стойке шасси. Эти колебания практически не имеют динамической связности с другими стойками. Исключением являются управляемые колёса автомобиля, где колебания левого и правого колеса связаны через рулевую трапецию, но у самолета такой связи нет - и основным стойкам все равно, какая там схема - с носовой стойкой или с хвостовым костылём. На возникновение эффекта шимми компоновка самолёта практически не влияет - влияют только конструкция самой стойки шасси: её кинематика и динамические параметры (грубо - массы и жесткости), характеристики колеса и шины, а главное - скорость.
Действительно, в те времена, когда использовалось шасси с хвостовой опорой - проблемма шимми основных стоек была не так актуальна - их жесткость в горизонтальной плоскости была достаточна для того, чтобы явление не развивалось на тех скоростях. Но с ростом посадочных скоростей проблема шимми основных стоек шасси встала во весь рост. Поэтому уже давно основные стойки почти повсеместно оснащаются демпферами шимми. Помогает далеко не всегда - аварий из-за шимми основных стоек - вагон и маленькая тележка. Вот, навскидку из недавнего:
https://www.baaa-acro.com/crash/crash-boeing-737-4h6-lahore
https://www.baaa-acro.com/zone/kabul
https://www.flightglobal.com/safety/shimmy-dampers-examined-after-red-air-md-82-gear-collapse/154376.article
И носовые или кормовые стойки тут - совершенно ни при чем. Выросли скорости и конструкция стоек изменилась.