От zero1975 Ответить на сообщение
К SSC Ответить по почте
Дата 18.01.2024 18:48:55 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Re: 2 Jazzist....

>В Родионове есть такое, со ссылкой на статью в ТиВ:

>Начался поиск подходящих конструкций за рубежом. Среди отобранных был американский 9-цилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения Райт Р-1820 «Циклон», оснащённый од носкоростным приводным центробежным нагнетателем. Осенью 1932 г. в США для переговоров отправилась делегация во главе с И.И. Побережским. Переговоры завершились подписанием 22 апреля 1933 г. соглашения о приобретении лицензии. По нему фирма предоставляла необходимый комплект документации, специально переведённый в метрическую систему, а также должна была изготовить и испытать образцы двигателей метрического варианта. Позднее этот договор дополнили контрактами на приобретение готовых моторов, комплектов узлов и наиболее важных деталей

Спасибо!
"Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе" (с)

Со ссылкой на статью в ТиВ там промашка - ссылка (12261):
Кириндас А., Павлов М. Тележка для танкетки // Техника и вооружение, 2012, № 12.
что очевидно не в тему. Правильная ссылка приведена чуть выше - (11852):
Котельников В.Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910-2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010 г. — 504 с. 18ВН 978-5-91244-017-5
там приведённый вами текст представлен полнее.

Кстати, о ссылках. Вот тут:
Степанов А.С. Развитие советской авиации в предвоенный период (1938 год - первая половина 1941 года). - М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. - 544 с.
эта история представлена шире:

Договор советской стороны с американской фирмой «Райт» был заключен 20 апреля
1933 года сроком на пять лет. На основе этого договора в СССР было развернуто производство моторов М-25 на заводе № 19 (Пермь)[850]. По истечении его действия сотрудничество с фирмой продолжалось. Постановлением КО при СНК СССР № 28сс от 7 февраля 1939 года «О покупке техпомощи по авиамоторам фирмы «Райт» указывалось на разрешение «заключить договор с фирмой «Райт» на техническую помощь по производству: а) однорядного, звездообразного 9-цилиндрового мотора R-1820 (ДЖИ-100 и ДЖИ-200); б) двухрядного, звездообразного 14-цилиндрового мотора R-2600»[851]. Предполагалось также отпустить 900000 долларов США на оплату фирме «Райт» за техпомощь по авиамоторам, причем разрешалось «включить в договор с фирмой «Райт», как опцион, право на покупку двухрядного 18-цилиндрового мотора R-3350». В письме наркома авиационной промышленности М.М. Кагановича № 38с от 28 января 1939 года председателю Комитета Обороны В.М. Молотову по вопросу заключения договора с фирмой «Райт» сообщались следующие подробности: «По мотору-2600 «Райт» обратился в Вашингтон за разрешением передачи нам лицензионных прав в конце 1939 года на производство этого мотора и предоставление нам чертежей по этому объекту на 6 мес. раньше указанного срока для перевода их из дюймовых в метрические меры. Ответ Правительства США фирма ожидает на днях». Там же М.М. Каганович отметил: «Помимо указанных объектов фирма предлагала включить в договор опцион на новый 18-цилиндровый двухрядный мотор R-3350 мощностью в 1800 л.с., изготовленный «Райтом» в количестве 6 образцов, но не прошедших еще испытаний в полете»[852]. В телеграмме полпреда СССР в США КА. Уманского и председателя правления Амторга К.И. Лукашева от 20 ноября 1939 года в Наркомат иностранных дел и в Наркомат внешней торговли по поводу закупки 10 моторов «R-2600» подчеркивалось, что это был оборонный заказ СССР на уже выполняемый неоспоримый военный объект[853].


Ссылки:
850 ГА РФ. Ф. 8418. Он. 23. Д. 486. Л. 2.
851 Там же. Л. 1.
852 Там же. Л. 3.
853 Документы внешней политики. 1939- Т. XXII. Кн. 2. С. 319–320.

Т.е., речь шла не о покупке лицензии на какой-то конкретный вариант мотора, а о куда более широком соглашении, вроде договора с Фордом, по которому получили не только ГАЗ-А и АА, но и документацию на V-8, и на Эмку.


>>А насчет "списка райта"... ну, вы поняли.

>Ну, документ от самой компании - это всё-таки источник. Для Мартин В-10 там кстати указан SGR-1821-F3.

Вы про это?
https://www.enginehistory.org/Piston/Wright/C-WSpecsAfter1930.pdf
Я бы не воспринимал этот список за что-то достоверное, а тем более - полное. Сноски типа :"* Typical model only. Variations in installation features offered." у заводских обозначений моторов его характеризуют вполне.

Что до SGR-1821-F3 - а где ещё упоминается двигатель с таким обозначением? У него что, рабочий объём отличался на 1 дюйм? Это банальная опечатка, что легко определяется по приведённому в той же строчке номеру армейской закупки: R-1820-33. Это именно SGR-1820-F3 и строился он приличной серией.