>Морок, навеянный фильмом Патриот. Но там было объяснение, Мел Гибсон был один против десятерых.
Это всё замечательно, но не только не подтверждается свидетельствами участников сражений, но и противоречит им.
По многочисленным свидетельствам, когда начиналась стрельба строй против строя, только первые два-три выстрела производились как положено, по команде офицеров, а потом солдаты выходили из-под контроля офицеров и начиналась беспорядочная торопливая стрельба.
Например, Георг Генрих фон Беренхорст (Georg Heinrich von Berenhorst), который был офицером в армии Фридриха II в Семилетнюю войну (В 1757-1760 гг адъютант принца Генриха, в 1760 г адъютант Фридриха), писал:
>начинается общая пальба и обычный перекатный огонь, причем каждый [солдат], как только зарядил, стреляет, ряды и шеренги перемешиваются, солдаты передней шеренги не успевают опуститься на колено, даже если бы они и желали это сделать, а офицеры, с низших чинов до самых генералов, ничего больше не могут поделать с массой, но вынуждены выжидать, двинется ли она, в конечном счете, вперед или назад.
Berenhorst G. H. von, Betrachtungen über die Kriegskunst über ihre Fortschritte, ihre Widerschprüche, und ihre Zuverläßigkeit, Leipzig, 1798, T.1, S. 255
Французский офицер Жак Антуан Ипполит де Гибер (Jacques Antoine Hippolyte de Guibert), участник двух последних кампаний Семилетней войны, писал, что беспорядочная пальба (feu de billebaude) – единственный вид стрельбы, который производится в ружейной перестрелке, потому что после первых двух выстрелов никакие усилия дисциплины не могут предотвратить превращение упорядоченной стрельбы в пальбу по желанию [feu de volonte], и этот огонь – самый живой [le plus vif, в смысле «бойкий», «скорый», «сильный»] и убийственный из всех.
Guibert J. A. H. de, Essai général de tactique, Liège, 1773, t. 1, p. 77, 89-90.
>А в сражениях, длящихся 6-8 часов расстрелять патронную сумку дело получаса, ну а потом что? ч т о п о т о м? Звонить по телефону в обоз "пришлите боеприпасы срочно"? Разрушать фрунт, отправляя солдат самих в тыл? Они оттуда и не вернутся. Никаких подносчиков боеприпасов штатами не предусмотрено. В мирное время патроны по роте разносил каптенармус в специальной суме. Но это один человек и не гениальный провидец, понимающий чутьем, что вот можно уже начать подавать на линию огня патроны из обоза.
Скажу честно, не знаю, как пополняли запас патронов в Семилетнюю войну. В наполеоновскую эпоху патронные ящики для пехоты входили в состав артиллерийского парка. Николай Иванович Андреев, в 1812 году батальонный адъютант в 3-м батальоне 50-го егерского полка, упоминает, что в Бородинском сражении он занимался доставкой патронов в полк, но без подробностей: «везя патроны в полк». Вероятно, он отправился к месту, где стояли патронные ящики и приказал ездовым ехать за ним.
«Из воспоминаний Николая Ивановича Андреева» // Русский архив, 1879, кн. 3, с. 193.
В воспоминаниях участников сражений мне не раз попадались сведения, что за один день тратили намного больше патронов, чем полагалось иметь при себе (50-60). Например, неизвестный шотландец, рядовой солдат британского 71-го полка, рассказывает, что в первый день сражения при Фуэнтес д’Оньоро (1811 г) он сделал 107 выстрелов, а в сражении при Витории (1813 г) он сделал 108 выстрелов.
Journal of a Soldier of the 71st, or Glasgow Regiment, Highland Light Infantry, from 1806 to 1815. 2nd edition, Edinburgh, 1819, p. 135, 186.
Сержант Джон Спенсер Купер (Jonh Spencer Cooper), сержант в лёгкой роте 2-го батальона 7-го полка (Королевские фузилеры), вспоминал, как в сражении при Сорорене (1813 г) полковник Эдвард Блейкни (Edward Blakeney) приказал ему:
>Сержант Купер, отправляйтесь вверх по склону и скажите бригад-майору, чтобы прислал боеприпасы немедленно, или мы должны отступить.
Купер поясняет:
>Это было необходимо, так как наши люди брали патроны из сумок раненых.
Купер продолжает:
>Я потащил испанца с его мулом, нагруженным патронами, к моей роте. Бедняга был ужасно напуган свистом пуль около него и повторял: «Иисус, Мария! Иисус, Мария!» Однако я толкал его к моей исходной точке. Разгрузив животное, он исчез в один момент.
>Сбросив ранец, я разбил коробки и раздавал патроны так быстро, как мог, тогда как мои товарищи палили.
Cooper J. S., Rough Notes of Seven Campaigns in Portugal, Spain, France, and America, During the Years 1809-10-11-12-13-14-15, London, 1869, p. 94-95.
Впрочем, в наполеоновскую эпоху продолжительные перестрелки строй против строя были не очень частым явлением. Ружейную стрельбу вели стрелки в рассыпном строю, а основная масса пехоты стояла в нескольких сотнях шагов позади стрелков в ожидании подходящего момента для атаки или в ожидании атаки противника. Стрелков, которые растратили патроны, обычно отводили в тыл и сменяли другими солдатами.
>Конечно, бывают ситуации, когда на тебя идёт кавалерийская лава. Но это не всегда и не всем приходилось испытать даже за долгую службу. А так из дыма показались какие-то оборванцы, выманили у вас все 30 зарядов и что дальше? На штык переходить? Так не победим.
Вот как раз против кавалерии рекомендовали не открывать огонь издалека в надежде сделать побольше выстрелов за то время, пока вражеская кавалерия будет приближаться. Рекомендовали подпустить вражескую кавалерию поближе, на дистанцию 60-80 шагов или менее, и только тогда открыть огонь, или даже попустить ещё ближе и дать залп второй и третьей шеренгами. Если это не останавливало вражескую кавалерию, в запасе оставались заряженные ружья первой шеренги. Подробное рассуждение о том, как пехоте следует отбивать атаки кавалерии, есть у того же Беренхорста (T. 2, S. 411–417).
Вспомнилось - Александр Жмодиков23.12.2023 14:24:03 (116, 670 b)