От B~M Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.12.2023 00:55:23 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Современность; Искусство и творчество; Версия для печати

"Наполеон" Ридли Скотта

Сподобился-таки приобщиться. Конечно, ругаться и плеваться на сиё произведение можно долго, много и витиевато, но постараюсь быть краток. Во-первых, фильм должен называться «Наполеон и Жозефина». Во-вторых, он никоим образом не военно-исторический. Историческим же его можно назвать лишь в той мере, в какой отношения Наполеона и Жозефины – часть истории. Собственно исторические события показаны очень широким и в высшей мере условным пунктиром, в военных аспектах эта условность на уровне полной профанации. Всё же перечислю затронутые в фильме события: казнь Марии-Антуанетты, штурм Тулона (одна из трёх сколько-нибудь развёрнутых «батальных сцен» (в кавычках) в фильме, наряду с Аустерлицем и Ватерлоо), мятеж роялистов 1795 года, египетский поход, переворот 18 брюмера, коронация 1804 года, Аустерлиц, Тильзитский мир, встреча с Марией-Луизой (брак и развод с Жозефиной тоже показаны), русский поход и пожар Москвы (Бородино особо не выделено – просто показано какое-то сражение), ссылка на Эльбу, бегство с Эльбы, Ватерлоо, «Беллерофон» и о Св. Елены. Из исторических персонажей-французов показаны ещё 4 (четыре) – Баррас, Люсьен Бонапарт, Коленкур и Талейран, причём Талейран выгляди заметно моложе и бодрее Наполеона, из прочих – императоры Франц и Александр и герцог Веллингтон. По собственно сюжету, т.е. отношениям в паре – они показаны в клиповой манере, т.е. из них вполне можно было бы сделать нарезку на 5 минут и пустить фоном к какой-либо песне: смысловой ряд от этого ничуть бы не пострадал. Жозефина, т.е. Ванесса Кирби, впрочем, как мне показалось, ещё пытается что-то играть в классическом понимании этого слова, т.е. показать, как постепенно проникается чувствами к своему великому супругу, Хоакин Феникс (опять же, ИМХО) зачем-то изображает Бенджамина Бартона: в сценах, где Наполеону около 25, он двигается и говорит как проглотивший аршин старик, а к 40 заметно оживляется и даже начинает смеяться и шутить. Визуально, как мне показалось, снято довольно красиво и технично в современном понимании этого слова, со всяким оживляжем типа ядра в грудь лошади при Тулоне, попадания ядра по верхушке пирамиды, проваливающихся под лёд Пратценских прудов солдат, скачущего с саблей наголо Наполеона (причём дважды – в России и при Ватерлоо). Для политкорректности в кадре периодически мелькают негры, но без навязчивости. Ну и финальную точку ставит финальная заставка, сообщающая, что последними словами Наполеона были «Франция… Армия… Жозефина…», хотя каноничная версия, насколько я в курсе – «Франция… Армия… Авангард…».