... Кроме мемориала в Нетании, на земле обетованной было воздвигнуто ещё 42 памятника, мемориальные стелы, которые увековечивают воина-победителя нацизма. Возможно, они не столь монументальны, как Крылья Победы, но весьма достойны и почитаемы. Самый большой из этих памятников «Скорбь и Победа» установлен в городе Араде. А в Ашдоде насчитывается восемь памятников. Во многих городах возведены десятки стел, посвященных полководцам и генералам Красной Армии. Заметьте, всё это сделано и делается на территории маленького государства.
Кроме того, по данным Союза ветеранов Второй мировой войны, в Израиле создано 13 музеев Победы и более 30-ти комнат Боевой Славы. И что важно, все они субсидируются государством и поддерживаются муниципальными советами. Ну а труд по оформлению и содержанию музеев берут на себя ветеранские организации.
По крупицам собирались материалы для музейных экспозиций. Кто-то приносил дорогие сердцу письма с фронта, пожелтевший фронтовой «Боевой листок», старую черно-белую фотографию. У кого-то сохранился железный котелок – спутник фронтовика. Авраам Гринзайд, председатель Израильского Союза ветеранов, всю жизнь хранил солдатскую алюминиевую кружку, на которой ножом нацарапано: «Смерть фашистам». Теперь эта кружка – музейный экспонат.
Удивительно, что при переезде на землю обетованную наши ветераны бережно упаковывали в багаж эти старые, казалось бы, ненужные, бесполезные вещи. Но для них они были семейными реликвиями, фамильными драгоценностями. Выйдя из домашних шкафов, коробок, шкатулок, эти вещи обрели новую жизнь и заговорили, напоминая о «боях-пожарищах, о друзьях-товарищах». В музей приводят школьников, и те узнают многое о своих прадедах. Водят туда и гостей Израиля. И те порой делают для себя открытия, пересматривая своё отношение ко Второй мировой войне.