>Несколько раз "слышал", что первые разногласия между КНР и СССР возникли по результатам война на корейском полуострове. Якобы Мао считал, что надо продолжать воевать до победы, а руководство СССР решило иначе и тому пришлось подчиниться. Но обиду затаил.
>Вопрос - а была ли хотя бы гипотетическая возможность у советского блока победить?
- - -
Не было. Весной 1951 китайцы предприняли попытку стратегического наступления, но но оно провалилось. После этого никто уже особо не рыпался.
В воздухе над линией фронта господствовала авиация ООН. Даже в постсоветских российских источниках можно прочесть о том, что постоянные атаки авиации оказывали сильное деморализующее воздействие на китайцев и северокорейцев. По-видимому, это же можно сказать и об артиллерии. При этом с моря коммунистов не только бомбили, но и капитально обстреливала корабельная артиллерия. Янки так и называли свою тактику - meatgrinding и говорили,что лучше тратить снаряды, чем людей. При этом даже у китайцев не было неограниченного ресурса обученных войск.
Локальные попытки прорвать линию фронта с северной стороны после весны 1951-го были, но тактическим разнообразием эти атаки не отличались: подобраться поближе и закидать ручными гранатами. Потери при этом китайцы несли колоссальные.
При этом два года шли переговоры. Может, Мао и хотел победить, но дураком он не был и, скорее всего, понимал, что в войне на истощение ему ловить нечего. Надо сказать, что он и в начале войны не рвался воевать, и, как пишут некоторые авторы, статус-кво на п-ове его устраивал. Во всяком случае, наилучший момент для включения НОАК в бой с целью достижения стратегической победы, когда американцев прижали на Пусанском пятачке, был им упущен.
Собственно говоря, Мао достиг своих целей: Китай самоутвердился, получил доступ к современной военной технике, обзавелся пулом военных профессионалов нового для себя уровня.
Что касается разногласий, то они начались задолго до Корейской войны, уходили в давнюю и недавнюю историю, и должны проявить себя рано или поздно.