От B~M Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 23.05.2023 12:18:50 Найти в дереве
Рубрики WWII; Политек; Версия для печати

"Нефть России и потребность Гитлера", американская статья июня 1942

Поддерживая традицию публикаций всякого аутентичного архивного, решил внести посильный вклад. Переводить всю статью из американского журнала The Atlantic за июнь 1942 года мне, однако, сил не хватило – она довольно большая, так что я решил ограничиться выжимкой из неё цифр и фактов (оригинал легко находится, если кому очень надо). Статья называется Russia's Oil and Hitler's Need, в ней Frederick Phillip Hellin довольно подробно, хотя и с понятными ограничениями по доступности информации, обозревает актуальные и потенциальные источники нефти для Германии (включая синтетику) на апрель 1942 включительно. Кое-какие свои дополнения и комментарии я добавляю курсивом, точные цитаты из статьи выделены кавычками «», подзаголовки даны КАПСЛОКОМ. И да, автор называет СССР строго «Россией» – статья для колхозников американцев.
———
Швеция поставляет Германии [железную] руду; Испания – пирит; Франция – алкоголь, скипидар (?) и моторы; Дания – яйца; Голландия – сливочное масло; Бельгия – олово (?) и грузовые вагоны; Югославия – медь; Греция – табак; Румыния и Болгария, Польша и Чехословакия – фрукты, древесину и промышленные товары; Швейцария – прецизионные приборы.

Текущее поступление нефти и пр. в гитлеровскую Европу – 10-12 млн. тонн. Это добыча 6 млн., синтетика 4 млн., все заменители – примерно 2 млн. (Непонятно, что такое заменители, добыча тоже занижена в сравнении с суммой приводимых далее цифр по странам)
Потребление в экономике – 8 млн., до войны было 20 млн., но дальше снижать уже нельзя. На войну остаётся 2-4 млн. тонн.
Запасы Германии на начало 1942 – 3-5 млн. тонн.

«Если Гитлер не получит контроль над Кавказом к августу или, самое позднее, к октябрю 1942 года, он может потерять способность вести наступательную войну и, следовательно, утратит инициативу. (Вывод, следующий из баланса, месячный расход на военные нужды оценивается далее. При этом, напомню, на момент выхода статьи немцы даже операцию «Блау» ещё не начали.) С другой стороны, если он сумеет завоевать Кавказ, он посадит на голодный паёк моторизованные армии и экономику России. Политика «выжженной земли» вынудит его начинать бурение заново, реконструировать нефтеперерабатывающие заводы и хранилища, перерабатывать сырую нефть и транспортировать готовую продукцию в промышленные центры и на поля сражений. Чтобы заменить уничтоженные материальные ресурсы, ему будет необходимо перевезти нефтеперерабатывающие заводы и оборудование из Франции, Голландии, Бельгии и Чехословакии. Альтернативой была бы отправка сырой нефти на простаивающие европейские нефтеперерабатывающие заводы, но это повлекло бы за собой бóльшие транспортные проблемы и бóльший риск бомбардировок. В лучшем (“At best” !) случае нефтяные ресурсы не будут доступны Гитлеру до 1943 года, когда военная мощь союзников уже развернётся в полную силу.»

НЕФТЬ РОССИИ

Добыча нефти в России в 1940 – 34 млн. тонн, 11% от мировой (в США – почти 220 млн.
Из этого количества 85% - на Кавказе: Баку – 24 млн., Грозный + Майкоп – 5 млн., причём последние дают нефть, пригодную для производства смазочных масел. (На смазочные масла (lubricants) автор особо упирает по всей статье, что, мол, далеко не изо всякой нефти их можно получать, а для машин и механизмов они незаменимы и это типа самое узкое место. Тем не менее он знает про синтетические масла, которые активно производились в Германии и по которым на всякий случай шли опыты в США, но где из-за обилия нефти они станут необходимы только с появлением турбовинтовых двигателей в конце войны, а на широкий рынок для автомобилей выйдут, ЕМНИП, лишь к началу 60-х. Поэтому я большинство его заходов на эту тему опускаю.)
Примерно в 1935 были открыты нефтяные месторождения на Урале, вокруг Ишинбаево, но название «второе Баку» несколько преждевременно, предвоенная добыча, скорее всего, не превышала 2 млн. тонн. Тем не менее, по имеющимся сведениям, нефтеперерабатывающие заводы в тех краях обеспечивают от 10% до 14% от производства бензина в России.

Индустриализация и коллективизация привели к сокращению экспорта нефти из России, ставшей вторым в мире потребителем нефтепродуктов (от 4-6 млн. тонн в начале 30-х до менее 1 млн. в 1938).
В 1939 в России насчитывалось 500 000 тракторов, 165 000 комбайнов и 210 000 тяжёлых с/х грузовиков
Поголовье в 46 миллионов лошадей сократилось наполовину

«Немцы были в Ростове 22 ноября 1941, но если бы они стали продвигаться к Астрахани или даже к излучине Волги под Сталинградом (ещё раз напоминаю время написания статьи!), Россия оказалась бы в отчаянном положении, которое можно было бы облегчить лишь на несколько месяцев за счёт использования запасов в несколько миллионов тонн нефти на Урале и на Волге. Вся военная и экономическая система пришла бы в упадок, и война в России превратилась бы из современных боевых действий в разновидность партизанских боёв по образцу Китая.»

В отличие от США с 200 000 миль трубопроводов, в России всего 3000 миль трубопроводов.
Знаменитый трубопровод Баку-Батум длиной 500 миль, мощностью 1,6 млн. тонн в год (трубопровод Киркук-Хайфа 4 млн. тонн)

В последние годы Россия ежегодно импортировала несколько сотен тысяч тонн нефти из Калифорнии на Дальний Восток.
«…расстояние от Баку до Владивостока составляет около 4300 миль. Пусть читатели держат это в уме, прежде чем критически рассматривать патовую ситуацию в отношениях между Россией и Японией.»

НЕФТЬ ГЕРМАНИИ: ПЕРЕД ВОЙНОЙ

Запасы Германии на начало войны – 5-7 млн. тонн (встречал указание, что всего 2,2 млн.т.)

По консервативной оценке, добыча нефти в Европе составляет 6 млн. тонн в год: Румыния – 4 000 000 тонн, Германия – 600 000 тонн, Польша – 500 000 тонн, Албания – 300 000 тонн, Венгрия – 200 000 тонн, Австрия – 150 000 тонн, Эстония – 125 000 тонн, Франция (Эльзас) – 100 000 тонн и Чехословакия – 25 000 тонн (Я бы сказал, что, судя по Польше, это довоенная оценка, т.е. в довоенных границах. По Албании я видел оценки предвоенной добычи в диапазоне от 100 до 200 тыс. и слабо верится, что итальянцы там сумели поднять до 300. Румыния, наоборот, выглядит заниженной, см. мой комментарий далее.)

Производство синтетической нефти в 1938 составило 1,5 млн. тонн (около 100 тыс. в 1933) на 25-35 децентрализованных заводах, перед войной они как дочерние предприятия при добыче каменного угля на западе и бурого в центре страны. С началом войны построены новые заводы в восточных провинциях, на побережье Балтики и в Чехословакии.
Если октановое число получаемого бензина не превышает 65-75, то изобилие тетраэтилсвинца позволяет повысить его примерно до 87-95.
«Тщательный анализ экспертами всех соответствующих факторов показывает, что сейчас Германия производит близко к 4 млн. тонн синтетической нефти» (см. прилагаемую картинку с послевоенными данными)
«Кроме того, из угля и кокса всё больше получают газ, каменноугольную смолу, битумную смолу (? “soft coal tar”) и бензол. А также спирт из промышленных и сельскохозяйственных источников. Но в то же время на такие продукты возник новый спрос различной химической промышленности — например, для производства взрывчатых веществ и синтетического каучука; что поглощает значительную часть возросшего производства.»

НЕФТЬ ГЕРМАНИИ: ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

«До войны российский морской экспорт в Германию составлял всего несколько сотен тысяч тонн бензина, газойля и высококачественных смазочных масел, отправляемых из портов Черного моря через Дарданеллы и Средиземное море в порты Северного моря. … С сентября 1939 года и вплоть до вторжения в Россию поставки должны были идти из российских черноморских портов в порты Румынии и Болгарии, а оттуда либо по Дунаю, либо по ж/д в Германию. Лишь очень незначительная часть отправлялась по ж/д непосредственно, где её приходилось перегружать на польской границе из-за разницы в ширине колеи. Однопутные румынские ж/д были главным узким местом не только для сухопутного маршрута, но даже для коротких перевозок в порты Черного моря.»

«Добыча нефти в Румынии устойчиво снижалась до 6 млн. тонн в 1938 году. Из этого объёма 4 млн. тонн готовой продукции было экспортировано, в то время как 2 млн. тонн использовано внутри страны. Сравнительно высокое внутреннее потребление в стране со слабой моторизацией обусловлено тем, что нефть используется на железных дорогах, в промышленности и для отопления.»
(Добыча нефти в Румынии в млн.т согласно Tulucan A.D., Soveja-Iacob L.-E., Krezsek C. - History of the oil and gas industry in Romania (2018):
1936	8,704 (пик)
1937	7,150
1938	6,610
1939	6,240
1940	5,810
1941	5,577
1942	5,665
1943	5,273

Оценка внутреннего потребления явно получена путём вычитания экспорта из добычи. При этом автор в начале статьи сам пишет о снижении гражданского потребления в Европе с 20 до 8 млн. тонн, т.е. на 60%, но на Румынию это почему-то не распространяет.


«До краха Франции Румыния отправляла значительные объёмы по своим обычным морским маршрутам в порты Средиземноморья и Западной Европы, но Италия, вероятно, получала не более нескольких сотен тысяч тонн, а Германия – едва ли более миллиона тонн.»
По Дунаю может быть отправлено максимум 1,5 млн. тонн, остальные 2 млн. надо везти по ж/д (исходя из румынского экспорта в 4 млн. тонн нефти)
«Интересно, хотя и малоизвестно, что, начиная с весны 1940 года и, вероятно, вплоть до немецкого вторжения в Россию, тысячи тонн румынской нефти отправлялись из Чёрного моря в Балтийское по русской системе каналов, чтобы снизить нагрузку на немецкие транспортные маршруты — Дунай и железные дороги. Это канал, который соединяет реку Припять с Бугом и Вислой и тем самым соединяет Одессу и Днепр с Данцигом»
«Общая вместимость флотилии барж-цистерн на Дунае составляет не более 250 тыс. тонн. Из-за низкого уровня воды в Дунае летом и его замерзания зимой баржи не могут совершать обратный рейс примерно в 1000 миль из Джурджу в Вену и Регенсбург чаще шести раз в год. Из общего числа около 45 000 вагонов-цистерн по всему континенту, средней вместимостью 15 тонн каждый, Ось может использовать не более 20 000 для обслуживания из Румынии. (США используют около 145 000 вагонов-цистерн средней вместимостью 25 тонн каждый, в дополнение к своим морским танкерам, речным баржам и системе трубопроводов.) Вполне возможно, что Ось увеличила свой парк вагонов-цистерн до 60 000, поскольку в её распоряжении было производство Бельгии, Франции и Чехословакии.»
«Одно из серьёзных последствий потери британцами Крита и греческих островов – это то, что с весны 1941 страны Оси могли проводить танкеры из Румынии через Дарданеллы в такие порты, как Салоники, Родос или Крит без их перехвата британским флотом.»

Военная добыча, часто переоцениваемая:
Нефть западной Польши (т.е. генерал-губернаторства) – около 150 тыс. тонн, восточной Польши (т.е. Западная Украина) – 350 тыс. тонн (суммарно 500, уже указанные ранее); Эльзас – 75 тыс. тонн; Венгрия – 150 тыс. тонн (это-то не военная добыча, причём Венгрия смогла резко нарастить добычу в ходе войны: 476 тыс. тонн в 1941, 748 тыс. в 1942, 939 тыс. в 1943 – максимум, согласно Kissh B. - The MAORT Operation. A History of the Standard Oil Company (New Jersey) in Hungary 1938-1948 (thesis,1984)); 250-300 тыс. тонн низкосортной нефти из Албании (ИМХО, завышено); Эстония – 100 тыс. тонн (из сланцев); а также запасы в размере 2 млн. тонн сырой нефти и готовой продукции из Дании, Голландии, Бельгии и Франции, причём в Бельгии и Франции значительная часть запасов была уничтожена в ходе боёв. (Британцы организовывали специальные demolition teams, но они работали только в портах, т.е. в основном уже в июне. Также непонятно, почему не названа Норвегия – её запасы должны быть не меньше, а больше датских, с учётом большой доли дизельных судов в норвежском торговом флоте. Вот в Югославии и Греции вряд ли много захватили.)

Запасы Италии на момент вступления в войну – 2,5-3 млн. тонн. В мирное время итальянский флот потреблял 1 млн. тонн в год.

СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА

количественно смазочные масла составляют всего 3 процента от потребления бензина, дизельного топлива и «мазута» (“fuel oils”) автомобилями
можно поверить новостям с русского фронта о том, что немецкие танки встали из-за замерзания смазочных масел
говорят, что тщательная система вторичного использования сэкономила до 25% из 600 тыс. тонн годового потребления масел в Германии
смазочные масла недоступны из нефти, добываемой в Германии или Румынии
Ось имела польское производство (из местной нефти) и импорт из России – вероятно, не более 30-40 тыс. тонн в 1940 и ещё 10-15 тыс. тонн в 1941. (автор по-союзнически не упоминает общий импорт нефти из России в Германию в 1939-40-41, это 5, 617 и 248 тыс. тонн соответственно, общий импорт Германии в эти три года составлял 4,694, 1,806 и 0,816 млн. тонн, согласно Germany and the Second World War, vol.1, p.361.)

ПОТРЕБНОСТЬ ГИТЛЕРА

Война в Африке и воздушный натиск на Англию существенно не увеличили потребление.
Реальная потребность Гитлера в нефти возникла в ходе русской кампании.
Немецкая танковая дивизия состоит не только из 400 лёгких и средних танков, но и из 3300 других единиц автомобильной техники

Оценки потребления нефти Германией за семнадцать дней (по-союзнически!) польской кампании различны, но в среднем оно от 300 до 750 тыс. тонн.
Потребление во время французского блицкрига – примерно вдвое больше.
Потребление авиабензина за месяц интенсивных воздушных атак на Англию – от 50 до 100 тыс. тонн. Например, 500 бомбардировщиков расходуют от 60 до 90 тыс. тонн в месяц при 4 часах налёта в день и расходе от 1 до 1½ тонн в час.
Автор не считает преувеличением оценку потребления нефти Германией в России до начала декабря 1941 в 1 млн. тонн в месяц, а с декабря по апрель – в 600 тыс. тонн.

«В отчёте из Берлина, напечатанном в "Нью-Йорк таймс" 21 ноября 1941, немецкое верховное командование хвасталось тем, что только за четыре месяца русской кампании было доставлено около 83 млн. фунтов припасов (около 40 тыс. тонн) 30 тыс. авиарейсов на расстояние 13 млн. миль.»

БОМБАРДИРОВКИ

Ущерб, нанесённый бомбардировками, очень трудно определить.
Британское командование сообщило о 400 налётах на нефтяные центры Северной и Западной Германии до конца 1941 года, а Россия – о разрушении крупного нефтеперерабатывающего завода и сожжении больших нефтяных резервуаров в Констанце.

«Странно, что ни англичане, ни русские никогда не предпринимали сосредоточенных бомбардировок румынских нефтеперерабатывающих заводов и нефтяных месторождений, поскольку итальянцы атаковали нефтеперерабатывающий завод в Хайфе с баз на Родосе и на Бахрейне в Персидском заливе из Эритреи в далёкой Северо-Восточной Африке.» (на самом деле тоже с Родоса)

после польской кампании и до британских налётов большие запасы нефти из портов Северного моря были переведены на нефтебазы чехословацких и дунайских нефтеперерабатывающих заводов

Согласно данным регистра Ллойда от 30 июня 1939, Италия и Германия располагали морским танкерным флотом в 682 тыс. тонн.
Союзники имеют 10 млн. тонн танкерного флота без учёта русского (его размер неизвестен).
Предполагается, что до апреля 1942 года потери союзников около 2 млн. тонн танкеров, а стран Оси – 200 тыс. тонн.

ИРАК И ИРАН

«Если бы Гитлер осознавал силу русского сопротивления, он, возможно, предпочёл бы отправиться за нефтью Ирака и Ирана. Ирак производит 4 млн. тонн, а Иран – 10 млн. в год, но производство в обеих странах может быть увеличено. Однако Багдад находится на 150 миль, а Басра – на 400 миль дальше от Берлина, чем Баку, а морские пути Средиземного моря закрыты британским военно-морским превосходством на “Итальянском озере”. Одноколейная анатолийская железная дорога не смогла бы справиться с такими задачами, даже если бы завоевание Турции могло быть проще, чем марш через Россию.» (моя любимая средиземноморская альтернативка!)

Добыча в Иране и Ираке меньше, чем в России, сортамент хуже (не добывается высококачественная нефть для смазочных масел), доставка рискованней (Возможность потери союзниками всего Восточного Средиземноморья автор игнорирует. Кроме того, я бы добавил цифры по Саудовской Аравии, где добыча началась перед войной, и Египет. В Саудии в 1938 было добыто 72 тыс. тонн, в Египте – 226 тыс., в 1939 – около 500 и 700 тыс. тонн соответственно, в войну добыча оставалась примерно на этом уровне.)

«Договорные обязательства Гитлера с Японией могут двинуть его на Ирак и Иран. …сомнительно, рискнёт ли Гитлер открыть новый фронт против турок и англичан до того, как исход русской кампании станет несомненным.»

«Хотя японцы завоевали Голландскую Ост-Индию и Бирму, им предстоит многое восстановить, чтобы получить нефть; этот дополнительный источник поставок не облегчит положение Гитлера с нефтью в 1942 году.»

«Гитлер не сможет удерживать инициативу, как он это делал до сих пор, если и пока он не получит контроль над кавказскими нефтяными месторождениями или Ираком и Ираном. Даже относительный дефицит поставок нефти может привести к ограничению жизненно важных военных передвижений и действий.»

«В 1918 году маршал Фош начал последовательные пробные наступления на многих участках Западного фронта, чтобы измотать уставших немцев, вынудить их к переброске войск и, в конечном счёте, прорваться в самых слабых местах. Когда Гитлер будет вынужден перебрасывать свои воздушные и танковые армады с востока на запад, с севера на юг со скоростью, продиктованной инициативой союзников, тогда нехватка нефти станет опасным фактором. … Принимая это во внимание, война в Северной Африке и Арктике приобретает все большее значение как кампания перемещений на огромные расстояния, несмотря на то что по сравнению с российской кампанией в целом в ней задействовано лишь небольшое количество войск и материальных средств.»

«После того, как Первая мировая война была выиграна лорд Керзон сказал, что “союзники приплыли к победе на волне нефти”. Будет ли это верно снова?» (финальная фраза)
———

Ещё немного дополнительных сведений. Картинка о распределении нефтедобычи по регионам в те годы:

[98K]


Производство синтетического топлива в Германии во время Второй мировой войны:

[149K]


И ещё немного до кучи из других источников об альтернативах, неупоминаемых – транспорт на дровяных газогенераторах:
В 1944 году в Финляндии было 30000 автобусов и грузовиков, 7000 легковых автомобилей, 4000 тракторов и 600 лодок – все они работали на дровах
В 1943 году в Швеции, Дании и Франции было 150 000 «дровомобилей»

И упоминаемых – лошади:
Для операции "Морской лев" планировалось перебросить в Великобританию 57 тыс. лошадей
В операции "Барбаросса" задействовано 700-750 тыс. лошадей
За декабрь 41 – январь 42 германская армия потеряла на Восточном фронте 179 тыс. лошадей