>Еще в конце 70-х годов судьба свела меня с одним достаточно любопытным человеком.Я тогда был еще школьником,и естественно, многого не запомнил,а многое тогда и не воспринял.Человек этот тогда был,как ни странно,школьним учителем (!) географии и попутно подполковником в отставке с кучей боевых наград.По его словам.служил он в каком-то спецназе (причем именно этого слова я тогда от него не слышал).Он употреблял термин "разведывательно-диверсионные части","фронтовая разведка".Вообще степень доверительности наших отношений была достаточно высокой по ряду притчин,и особо подозревать его в желании запудрить мне мозги я не нахожу даже с позиций сегодняшнего дня,но некоторые моменты его рассказа до сих пор вызывают у меня некоторое недоумение.
>Итак.по порядку.Учился он,как я понял,в Рязани,но вроде не в училище ВДВ (я уже тогда про него знал и его открытым текстом спрашивал),а вроде в какой-то типа "Высшей школе фронтовой разведки" или что то подобное.Служил он в части комплектовавшейся исключительно из профессионалов (офицеров и сверхсрочников),призывников не было.Профиль - разведывательно-диверсионная деятельность.По его словам.их учили применять любое оружие советского и западнго производства,включая артиллерию и пр.,водить машины,б/т технику и вроде даже самолеты (правда он сам говорил - "взлететь то взлечу,а вот куда лететь - представления не имею" т.е. штурманского деле и пр. не знал),радиодело и др.Часть эта находилась в каком-то двойном подчинении ВС И КГБ.Он еще жаловался,что военную пенсию ему дали по линии какого то одного из этих ведомств (какого- сейчас уже не помню),а вот если бы по другому ведомству - он бы больше получал).
>Причем,что интересно, в его службе были некоторые "перерывы",в течение которых он вел гражданскую жизнь,кончил пединститут и работал учителем в школе.(как это, я до сих пор не понимаю - типа "крыши", что ли ?).По его словам,их подразделения принимали участие в боях где то в ЮВА,правда,в основном не с американцами,а с местными ВС, занимались главным образом диверсиями.Говоря об американцах , упоминал,что те без массированной артиллерийской и авиационной поддержки активных боевых действий не вели.Очень хорошо отзывался о "китайцах с Формозы" (видимо,тайваньцах,против которых воевали (причем,как я понял,тоже какие-то спецподразделения были).Упоминал,что для отрыва от преследования группа оставляла для прикрытия одного из бойцов с задачей держаться до конца (т.е. на верную смерть).И так до тех пор,пока группе не удавалось оторваться.Упоминал и о том,что своих раненых предписывалось добивать (что меня тогда очень шокировало)в случае преследования группы противником.Позднее (т.е. по его словам,после боев в ЮВА они принимали участие в вылазках на территорию Китая,имея целью какие то не очень понятные разведдействия типа составления топографических карт или что то подобное).
>Дело,как я уже говорил,было более 20 лет назад,человек этот уже давно умер (хоронили его,без балды,с салютом,выносои боевых наград и пр.,как положено),и мне до сих пор интересно,что это за части такие и вообще что из этого реально,а что просто "лапша на уши".
+++ Поздравляю! Судьба вас свела с настоящим спецназовцем.
Дело в том, что рассматриваемые мною и Оф-Топиком т.н. части спецназа ГРУ (бригады, батальоны, роты) не есть настоящий спецназ. Это части СПЕЦИАЛЬНОЙ РАЗВЕДКИ, и более того, так они и назывались в действительности. Они строились по стандартной войсковой структуре - группа срочников во главе с офицером или прапорщиком (последнее - редкость). Их уровень СПЕЦИАЛЬНОЙ подготовки был крайне низок - фактически выезжали за счёт строго отбора, т.е. первоначально высокого качества исходного "материала". Выживаемость подобных подразделений в тылу противника в ходе выполнения операции (и особенно после выполнения основного задания если это диверсия) считалась крайне низкой. (см. настойчивость Офф-Топика насчёт второго эшелона бригад). Перед подобными подразделениями ставился только ограниченный спектр задач - широкий спектр ограничивала никая индивидуальная подготовленность.
"Ваш" спецназовец - другое дело. Более того - он даже не ровня обычным офицерам из бригад и батальонов. Как вы правильно заметили, он вовсе не был выпускником учебного заведения готовившего именно спецназовцев. Более того, среди них было много и "пиджаков" (если не половина). Готовились они в особых разведывательно-диверсионных школах раскиданных по всей стране. Оформления в конкретные структурные подразделения уровня выше группы они не имели. Часто вообще действовали одиночками (см. про Ивана Рембо) использую методы агентурной разведки и знание языка, нравов и обычаев.
Крайне высокий индивидуальный уровень специальной подготовленности и исходного материала давали в соединении великолепный уровень в операциях, возможность выполнения того самого, "широкого спектра" задач.
Подичение - только ГРУ, но действовали и в интересах ПГУ КГБ.
Отбор проводился крайне строгий, причём внимание уделялось не столько стандартным для армейца требованиям, сколько особым. Например: выраженный индивидуализм, незаметность и внешняя непримечательность (иногда - наоборот), природные способности (выявляемые на начально-проверочном этапе) и др. Упор в подготовке делался на интеллектуализм, а не на автоматизм и зазурение штампов.
Сформированный по приказу Андропова "Вымпел", был, по сути, попыткой создать (точнее воссоздать) НАСТОЯЩИЙ разведывательно-диверсионный спецназ в КГБ.
Следует сказать, что единственной западной структурой подобного рода бала английская SAS. Но и та, позже, скатилась на неврастению физподготовки.