|
От
|
Alex Medvedev
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
28.06.2022 07:54:28
|
|
Рубрики
|
Спецслужбы;
|
|
Дальневосточные украинские националисты
сегодня ФСБ опубликовало:
Украинские националисты, бежавшие в 1930-х годах от советской власти на оккупированные японцами территории Маньчжурии, вели активную работу по подготовке создания своего государства на землях нынешнего Приморского края, отвоевав их у СССР, следует из документов, впервые рассекреченных УФСБ по Приморью, с которыми ознакомилось РИА Новости.
Среди этих материалов – вынесенное уже во времена современной России постановление об отказе в реабилитации осужденным лидерам дальневосточных украинских националистов.
Осенью 1945 года, после разгрома Красной армией группировки японских войск в Маньчжурии, советская военная контрразведка СМЕРШ арестовала четырех активистов украинского националистического движения на Дальнем Востоке. Это Юрий Рой, Иван Шлендик, Александр Дзыгар и Николай Самарский.
Дальнейшее следствие установило, что в 1934 году, после захвата Японией территорий Маньчжурии, по инициативе проживавших там украинских националистов из числа эмигрантов, а также при участии польского консульства в Харбине и образованного при нем общества "Прометей" была создана антисоветская организация "Украинская национальная колония" (УНК).
По данным следствия, основной задачей УНК была активная борьба против СССР с целью отторжения от Советского Союза Украины и создания на ее территории националистического государства со столицей в Киеве, а также отторжения от СССР советского Приморья для образования на этой территории украинской автономии "Зеленый Клин".
УНК формировалась главным образом из остатков банд Петлюры и лиц, непосредственно боровшихся против советской власти в годы гражданской войны.
Под руководством Роя в 1936-1939 годах в этих целях была развернута широкая пропагандистская кампания, включая печатные издания, например, журнал "Дальний Восток".
Кроме того, для активизации антисоветской деятельности в Маньчжурии УНК создала молодежную антисоветскую националистическую организацию "Украинская Дальневосточная Сечь", которая и стала основным проводником идей создания украинского национального государства на землях Советского Приморья. В этих же целях в УНК в 1936-1937 годах прибыли представители берлинского центра "Организации украинских националистов" (ОУН, запрещена в РФ) Корда-Федоров, Марков и другие, которые при содействии японской военной миссии в Харбине, а также Роя заняли руководящие посты в колонии.
ОУН поддерживалась Абвером - военной разведкой гитлеровской Германии. Японские военные миссии — разведывательные органы, создававшиеся для работы по основным районам Дальнего Востока СССР. Харбинская ЯВМ (Информационно-разведывательное управление Квантунской группировки войск) была руководящим органом для всех японских военных миссий и их отделений.
Как установило следствие, Рой руководил всей политической деятельностью УНК против СССР. Дзыгар в 1937 году участвовал в создании "Украинской дальневосточной сечи", а в 1944 году его избрали членом совета старшин УНК. Шлендик в 1935 году вступил в УНК, в 1936-1939 годах был членом ее правления и начальником канцелярии, а также техническим редактором журнала "Дальний Восток". Самарский состоял в УНК с 1934 года, на следующий год стал членом правления, с 1937 года работал личным секретарем Роя, одновременно возглавлял группу гетмановцев. С 1934 года он также входил в совет старейшин УНК и вел активную националистическую деятельность.
Вина Роя, Дзыгара, Шлендика и Самарского была доказана, и они по приговору суда получили по 10 лет лагерей. Уже во времена современной России было отказано в их реабилитации как обоснованно осужденных за государственные преступления по политическим мотивам.
-----------------
https://www.kolymastory.ru/glavnaya/zhizni-i-sudby-dalstroj/dzygar-aleksandr-artamonovich/ пишут:
Александр Артамонович родился 26 августа 1916 г. и в декабре того же года потерял отца. Мать Мария Гавриловна вторично вышла замуж за Григория Евстафевича Сосика — служащего Сыскного отделения Главного полицейского управления Харбина, советника ген. Дэна.
Дзыгар с полным основанием называл его своим отцом. Отмечал, что тот играл на всех музыкальных инструментах, обладал абсолютным слухом.
Семи лет мальчик поступил во 2-ю Сунгарийскую школу, а через два года его перевели в гимназию известного харбинского педагога Андерса.
О своём приобщении к музыке он рассказывал так: «Слышу разговор, отец говорит: «Я решил, что Нату (сестру) будем учить на скрипке» (а она уже играла (училась) на фортепьяно).
Я встал на дыбы. Почему Ната?! Я хочу!.. Устроил скандал, поднял крик, топал ногами.
Мама говорит: — Действительно, почему всё одной Нате…
....
В 1933 году в возрасте 17 лет, Дзыгар вступил в «Союз украинской молодёжи» в Харбине, активно участвовал в украинской культурной жизни.
Получил музыкальное образование в Харбинской высшей музыкальной школе им. А. Глазунова по классу скрипки, которую окончил в 1936 году. Он учился игре на скрипке у профессора Уриэля Моисеевича Гольдштейна, бывшего директора Харбинской высшей музыкальной школы. В этом же заведении обучался и известный потом пианист Ананий Шварцбург.
В декабре 1936 года Дзыгар избран председателем Украинской дальневосточной сечи — молодёжной националистической организации.
Александр Артамонович рассказывал: «Из газет мы узнавали об успехах первых пятилеток в Советском Союзе. У эмигрантской молодёжи стали возникать мысли о возвращении в Россию. И когда представился случай, Шварцбург одним из первых уехал в Москву. Прощаясь, он говорил нам, полный энтузиазма и планов на будущее: «Ребята, ну что вы здесь прозябаете? Наше место там! Мы должны учиться дальше, пока молоды. Вдумайтесь в это чудесное прекрасное слово — «товарищ». И помахал нам на вокзале рукой. В 1946 году, когда срок его заключения уже заканчивался, он встречал меня на Колыме этим словом «товарищ».
..
20 августа 1945 года Советская Армия освободила Харбин и передала его Китаю. Генерал Осколков собрал всех творческих работников и призвал их возродить культурную жизнь города. Уже 24 и 28 августа для комсостава советских войск состоялись парадные концерты Харбинского симфонического оркестра. А 31 августа Дзыгара пригласили в военную комендатуру, как выразились, «для пятнадцатиминутной беседы».
Ночью его тайно вывезли на территорию СССР, на станцию Гродеково, и началась другая менее романтическая часть жизни, непредсказуемые зигзаги бытия дарует порой судьба! Ещё несколько дней назад — безукоризненный смокинг и аплодисменты, а спустя неделю — арестантская одежда и пугающая неизвестность.
Весь сентябрь Александр Артамонович провёл в тюрьме города Ворошилов (Уссурийск) в здании бывшей жандармерии. В тюремной камере вместе с ним находились писатель Фёдор Даниленко — одни из первых строителей КВЖД, автор повестей «Оторванный» и «Вилла «Вечное спокойствие», и бывший литовский консул в Харбине.
...
Александр Артамонович проходил по одному делу с Ю. Роем, И. Шлендиком, М. Самарским. По одной из версий — за членство в украинских националистических организациях. Был осуждён судом 16 августа 1946, по статьям 58-2, 58-11 на 10 лет ИТЛ.
Отбывать свой срок Дзыгару предстояло в колымских лагерях Дальстроя, в вотчину Дальстроя — Магадан зэка прибыл по этапу на одном из пароходов.
..
За какие мнимые или реальные прегрешения, по чьему «доброму» слову или по воле рока скрипач из Харбина оказался в рядах каторжан Берлага и был этапирован в Лаготделение № 5 рудника имени Лазо, где шла добыча касситерита — уже достоверно не узнать, но факт остаётся фактом…
Из воспоминаний Александра Дзыгара: «Я стал заключённым № 3—1309. Этот номер был пришит у меня сзади на телогрейке, на шапке и правой штанине. Предписывалось использовать меня только на тяжёлой физической работе.
..
Александра Артамонович был освобождён из лагеря 19 января 1953 года. Но как и многим бывшим заключённым выезд на материк ему был заказан. 21 января 1953 года Дзыгар приговорён к ссылке.
..
По воспоминаниям старожилов, Дзыгар некоторое время выступал перед сеансами в магаданском кинотеатре «Горняк», играл популярные скрипичные вещи типа «Цыганских напевов» Сарасате. В конце исполнения музыкант входил в такой раж, что у него рвались струны — конские волосы на смычке. Это был эффектный номер, и он повторялся каждый вечер.
Путь к долгожданной свободе у Александра Артамоновича увенчался успехом 29 апреля 1956 года, он был снят с учёта спецпоселения, ссылка закончилась…
..
В 1959 году Дзыгар работает концертмейстером оркестра в Магаданском музыкально-драматическом театре. Здесь он прошёл путь от солиста до художественного руководителя театра.
..
2 августа 1954 года решением Магаданского облисполкома № 256 открыта детская музыкальная школа на 50 мест. Одним из инициаторов создания школы был Александр Артамонович.
В классах фортепиано и скрипки обучались 57 человек. В числе первых преподавателей был скрипач из Харбина.
В 1960 году Училище искусств начало осуществлять подготовку по специальности «Оркестровые струнные инструменты». Первый приём студентов на отделение осуществлял блестящий музыкант, скрипач, солист оркестра Музыкально-драматического театра — А.А. Дзыгар.
..
В 1976 году Алевтина Валентиновна и Александр Артамонович покинули магаданскую землю и переехали на новое постоянное место жительства — в Москву.
Александр Артамонович был полностью реабилитирован 31 марта 1992 года в связи с отсутствием состава преступления.
----------
Таки непонятно - ФСБ говорит отказано в реабилитации, а автор статьи поет дифирамбы незаслуженно обиженному работнику культуры.