От Олег... Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 07.06.2002 13:28:27 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Фортификация; Артиллерия; Версия для печати

Береговая артиллерия флота

Береговая артиллерия флота


Интенсивное развитие русской береговой артиллерии началось в ходе Северной войны 1700—1721 гг. После того как в 1702—1703 гг. русские войска овладели всем течением Невы, были заложены мощные береговые укрепления. Петропавловская крепость на Заячьем острове строилась с 1703 по 1740 г., она имела расположенные в казематах батареи с тремя сотнями орудий различных калибров, сосредоточенных преимущественно у речного фаса. Огневое взаимодействие с Петропавловской крепостью имела береговая батарея, построенная на восточной оконечности Васильевского острова. Для защиты строившейся военно-морской базы на острове Котлин воз-вели за зиму 1703—1704 гг. морской форт Кроншлот на искусственном острове. Этот форт в дальнейшем постоянно усиливался и перестраивался. Если в мае 1704 г. он имел всего 14 6-фунтовых пушек, то в 1717 г. — уже 118 калибром до 48 фунтов и 7 мортир — от 1 до 3 пуд. Приморские укрепления не позволили шведскому флоту ни войти в Неву, ни захватить остров Котлин.


Во время русско-турецкой войны 1787—1791 гг. началось строительство береговых батарей и на побережье Черного моря.


Для защиты строившейся главной военно-морской базы в Севастополе заложили приморскую крепость, располагавшую многочисленной береговой артиллерией.


На протяжении XVIII и в начале XIX вв. материальная часть береговой артиллерии не отличалась от крепостной (к которой она и причислялась). Морские крепости находились в ведении Военного, а не Морского ведомства, за исключением


Кронштадтской, до 30-х годов XIX в. подчиненной последнему. В первой четверти XVIII в. основным вооружением береговых батарей являлись 18-, 24- и 36-фунтовые пушки, а также 2- и 5-пудовые мортиры. Затем в 60—70-е годы к ним добавились 36-фунтовые пушки, 1/2- и 1-пудовые единороги, а также карронады калибром от 6 до 68 фунтов.


Во время осуществления болыпой реформы в области артиллерии в русской армии в 1838 г. серьезным изменениям подверглась и береговая артиллерия. Прекратилось производство всех пушек калибром менее 36 фунтов, карронад и коротких единорогов, как не соответствовавших возросшим требованиям к береговым артиллерийским орудиям, а состоящие на вооружении подлежали замене. Основными типами береговых орудий становились: 3-пудовая бомбовая пушка (кстати, первое специальное орудие, именовавшееся береговым), 36-фунтовая длинная пушка, 1-пудовый единорог и 5-пудовая мортира.


Орудийные станки береговых орудий в XVIII в. не отличались от 4-колесных корабельных, но в начале XIX в. появились специальные береговые станки на платформах, обеспечивавшие большие углы горизонтального наведения (ось вра-щения платформы располагалась в районе амбразуры). В 1839 г. для 1-пудовых единорогов, 3-пудовых бомбовых и 36-фунтовых длинных береговых пушек приняли высокий и низкий деревянные станки на поворотных платформах. Первый из них был предназначен для установки на открытых батареях, второй — в закрытых казематах. Мощная отдача крупнокалиберных пушек приводила к быстрому разрушению деревянных станков. Поэтому с 1846 г. началось изготовление железных станков конструкции полковника Венгловского.


В 1853 г. русские приморские крепости располагали следующим количеством артиллерийских орудий: Кронштадт — 300, Севастополь — 568, Свеаборг — 199, Рига (и Усть-Двинск) — 104, Гангут — 32.


Болыпие работы по повышению боеспособности сил и средств Кронштадтской и Севастопольской крепостей припшось выполнять уже после начала войны. Так, в Севастополе число береговых батарей было увеличено с 8 до 13, а орудий на них — с 568 до 610, причем 28 из них — 3-пудовые бомбовые. Севастопольская береговая артиллерия активно использовалась на протяжении всей 349-дневной обороны как по морским, так и по береговым целям. Единственная попытка бомбардировки крепости корабельной артиллерией, предпринятая англо-франко-турецкой эскадрой 5 октября 1854 г., фактически окончилась провалом. Несмотря на перевес в силе (27 крупных боевых кораблей с 1340 орудиями одного борта против 115 русских береговых, обстреливавших внешний рейд), союзный флот не смог подавить русские береговые батареи. Русские потери составили 28 поврежденных орудий и 138 человек убитыми и ранеными. Противник потерял свыше 500 человек, и 9 кораблей получили серьезные Іговреждения. За всю оставшуюся часть обороны противник больше не решался широко использовать боевые корабли для обстрела крепости.