От Kosta Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 30.12.2020 13:50:25 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Начальный период войны: что всё таки представлял себе советский Генштаб?

Для начала «подлинная цитата» из выступления Сталина на разборе только что прошедших КШ игр – 13 января 1941 г. из опуса Владимира Шерстнев. «Трагедия сорок первого. Документы и размышления»: «Сталин в своем выступлении отметил, что война в Европе показала: немцы начинали военные действия заранее отмобилизованными и развернутыми силами, вкладывая в первоначальный удар всю мощь их танковых и авиационных войск. Наркомат обороны и Генеральный штаб не понимают нового оперативного искусства, которое на их глазах продемонстрировал вермахт в Польше и на Западе. Генеральный штаб, проводя оперативно-стратегическую игру по тем заданиям, которые он подготовил, - тем самым неправильно, а может быть и преступно, подготавливает командование округов и армий к отражению агрессии».

Понятно, что «сказка ложь», ничего такого Сталин не говорил (Казаков, по крайней мере, на которого ссылается автор, не зафиксировал), но в ней намек. По факту немцы ведь действительно имеют заранее отмобилизованные силы.
И по сценарию первых учений (Белоруссия-Вост. Пруссия) западные «выступили против "восточных" и, упредив их в развертывании, 15 июля 1941 года начали наступление». Развернули до 60 дивизий, объединенных в два фронта - Восточный и Северо-Восточный. Правда выступили тоже «не ожидая полного сосредоточения своих войск».

Тем не менее 60 дивизий – весьма серьезная сила, в реальном 41-м ГА ЮГ имела примерно столько же и наделала делов на Украине. А тут немцы за 10 дней боев продвигаются на скромные 70 км, после чего встреченные контрнаступлением до 50 дивизий "восточных", начали отход на заранее подготовленный к обороне рубеж (т.е. ровно к очертанию госграницы).

Это все приквел к самой игре, который не отыгрывается. Игра начинается 1 августа, когда Северо-Западный фронт "восточных", отразив наступление "западных», получает задачу разгромить их в Восточной Пруссии и «к 3 сентября 1941 года выйти на р. Висла». К этому моменту СЗФ восточных имеет 78 расчетных дивизий против 50 у СВФ западных, при 2,5 кратном превосходстве в танках.

Возникает вопрос: почему не отыгрывается период 15 июля-1 августа? Что, с т.з Генштаба это настолько тривиальная задача – сдержать натиск 60 дивизий противника, упредившего нас в развертывании, после этого еще и отбросив его на исходные рубежи, - что на ее решение нечего и время тратить? Мерецков и вправду (как цитирует его слова Казаков на совещании 13 января) был уверен, что «наша дивизия значительно сильнее дивизии немецко-фашисткой армии» и в обороне легко справится с 2-3? Хм, а если на отдельных участках немцы создадут 4-5 кратное превосходство?

Т.е как ни крути, а Генштаб ведь действительно «не подготавливает командование округов и армий к отражению агрессии». Да, формально отрабатывается начальный период войны против противника, упредившего нас в развертывании, в виде оборонительной операции с последующим переходом в контрнаступление. Но по факту, к началу операции это РККА упреждает противника в развертывании, и наносит удар ровно с линии госграницы.

«Операция Северо-Западного фронта его штабу представлялась в следующем виде: первый этап (1-5 августа) - подготовка к прорыву первой оборонительной полосы; задача - частными операциями 1 А уничтожить противника на восточном берегу р. Неман и подготовиться к ее форсированию, а 14 А и 19 А в районе Сувалки подойти к первой оборонительной полосе и подготовиться к ее прорыву...» - так вот, похоже, как выглядел на самом деле начальный период войны с т.з. Генштаба. А период 15.07-01.08. – это как цитаты Брежнева о неустанной борьбе за мир в предисловии к какому нибудь ДСП-шному сборнику тактических задач – обязательная условность, на которую никто не обращает внимания.

Кстати, тогда понятно и почему подход резервов к противнику по условиями игры ожидается только 10 августа, т.е. на Д+10 от начала игры, и на Д+25 от начала войны (!!). Упредили в развертывании супостата.

Но «вопрос от Сталина» (назовем это так, хотя Сталин его 13 января, похоже, и не задавал) остается – откуда такая уверенность, что супостат не опередит нас в развертывании? (Не говорю уже про удар по неотмобилизованной армии – ОК, допустим, все ждали войны только после политического кризиса, что, по идее, давало время нажать красную кнопку)? А если опередит - то не прорвет фронт? Почему этот вариант не отыгрывается на картах?