От dragon.nur Ответить на сообщение
К Locke Ответить по почте
Дата 09.12.2020 18:57:43 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Re: [2Locke] Ну клан клану рознь

>>Сформировался некий клан - где большинство тянуло лямку до пенсии и лишь немногие жили в крупных городах, не имея под началом личного состава и техники и получая все блага от службы
--
Статья интересна. Клановость в армии всё равно создаётся и создавалась ранее. Была она и в СА и в РККА, хоть не как в армиях латиноамериканских республик конечно.
Другое дело что создать после реформ Петра во истину настоящие почти закрытые офицерские кланы удалось лишь на императорском флоте и в гвардейской регулярной кавалерии.
В советское время клановость с блеском победила всё и вся в андроповском КГБ.
Что до инженерных училищ... Автор видимо достаточно много и не знает советской реальности применительно к ВВС.
Авиатехнических училищ в ВВС было совсем не два... Это Калиниградское ВАТУ, Васильковское ВАТУ, Кировское ВАТУ и Пермское ВАТУ.
Кажется было ещё Ломоносовское ВАТУ, но тут по памяти могу и ошибиться.
Высшее образование давали инженерные училища Харьковское, Рижское, Даугавпилсское, Иркутское. Ещё какое-то на Кубани было, но оно, если правильно помню, принадлежало не ВВС, а авиации ПВО страны.
Эти давали выпускникам значок - синий ромб.
Академическое образование(значок белый ромб) давала московская авиационно-инженерная академия и киевское инженерное училище.
То есть на лицо аж ТРИ градации молодых лейтенантов ИАС по весомости их дипломов было.
Но это всё важно было для служебных перспектив, а на первичные должности и лейтенанты-инженеры и лейтенанты-техники назначались одинаково согласно специальностей.
Все на должности ЛЕЙТЕНАНТОВ. Ни одного желторотого свежего лейтенанта на майорские и полковничьи должности даже если у него был "белый значок" не назначали.
Так что назначение лейтенанта-инженера по самолёту и двигателю на должность техника самолёта - не могло быть оскорблением.
Разве для какого-то блатного мажора.
Другой вопрос как долго они эту должность занимали!
Лейтенант со значком "ВУ" мог оставаться техником самолёта и в 40 лет. Оставаясь в звании старшего лейтенанта.
Расти он мог только на должность начальника ТЭЧ звена, тоже в большинстве случаев старлейскую и лишь у "стратегов" и у тяжёлых транспортников - капитанскую... Или в начальники группы регламентных работ и ремонта по самолёту полковой ТЭЧ.
Теоретически мог дослужиться до заместителя начальника полковой ТЭЧ. Должности эти обе - капитанские.
Но конкуренция - велика. И в замкомэски по ИАС офицеру без высшего образования пробиться было мудрено.
Другое дело что не все от этого чрезмерно страдали. Из борттехников вертолётов или самолётов ВТА народ не особенно рвался уходить на повышение: на лётной должности и в старлеях - не плохо.
Прибавка к жалованию - +30 процентов. Лётный стаж - год за два года службы. Лётное обмундирование и лётный паёк...
Всё это совсем не плохо и по оплате и по самоуважению.
Так что уходя на должность начальника ТЭЧ звена борттехник больше ТЕРЯЛ, чем приобретал.
И пока лётная комиссия летать разрешала... Ещё фиг его, старлея-борттехника - выгонишь на повышение.
А вот старые наземные техники самолётов... Те таки да, некоторые дуреть начинали со временем.
Лейтенант инженер без академического значка мог дослужиться и до замкомэски по ИАС, и до начальника ТЭЧ полка, и до инженера полка по самолёту и двигателю. Узкий специалист... Например до инженера полка по авиационному вооружению.
Это всё майорские должности.
Но уже стать заместителем командира полка по ИАС и тем более рассчитывать на должности в соединении... Без академического значка было трудно.
Потому техники-лейтенанты пытались поступить слушателями или в московскую академию им.Жуковского, или в Киевское ВВИАУ.
Что до личного состава... Дык был он. Куды ж без него-то.
У начальника группы обслуживания подчинённых достаточно: от прапорщика до рядовых.
У техника самолёта тоже минимум один подчинённый авиамеханик числился. Даже если вместо аэродрома он чаще "тащил службу" в нарядах или занимался хозработами.
Но за косяки этого солдата спросить могли и с командира экипажа и с техника самолёта.
На практике руководить личным составом тоже приходилось не редко, чай полк - не военное представительство.
Это наряды и суточный наряд по полку, для лейтенанта - помощник дежурного по полку, начкар, техник дежурного звена, и дежурный по стоянке части.
Я в ВВС служил ещё пока был прапорщиком и мои наряды были:
- дежурный по комендатуре гарнизона, начальник над тремя КПП;
- дежурный по штабу полка;
- начальник караула при полковом знамени;
- и пока было дежурное звено у нас - техник дежурного звена.
Больше всего подчинённых лично у меня было в комендатуре и в дежурном звене.
Выходили товарищи мои из положения по разному: первый мой начальник ТЭЧ звена перевёлся из полка в ОБАТО на должность командира роты охраны. И не раскаялся.
К-то-то переводился в какое либо из военных училищ. Но это было не просто. Зато там звёзды на погоны получить было можно с гарантией.
Взводный командир в роте курсантов - капитанская должность. Командир курсантской роты - майорская.
В ВАТУ например должность старшего преподавателя тоже была майорской, а начальника учебного цикла - подполковничьей.
В ВВАИУ вместо учебных циклов были кафедры и там звания давались на ступень выше. Начальник кафедры мог и полковничьи погоны получить.
Как и командир курсантского батальона в любом училище.
Так вот было.
Всего доброго.
--
Александр Попов, вроде как служил техником в авиации.

С уважением, Эд