От Антон П Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 27.11.2020 03:50:33 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

1-я Маевицкая легкопехотная бригада (часть 3)

Основной задачей бригады было сбережение телевизионного и радиопередатчика Столице в Маевицких горах. «Оборона станции идёт не только на Столицах, но и на Лисаче, Малой и Великой Елицах, Сувой Чесме…
Когда вы видите эти позиции на карте, они представляются изогнутым указательным пальцем, вытянутым полуостровом, едва прикреплённым к суше. Всё вокруг – вперёд и назад, налево и направо, – это территория, занятая неприятелем. С платформы передатчика, если вы посмотрите на запад, впереди виден тузланский аэродром Дубраве, немного правее – Тузла, налево – Калесия, далее – Годуш и сербские сёла Рожань и Растошница, временно занятые неприятелем. И всё это всего на нескольких километрах. Возле самих позиций стоят столетние дубы, ещё выше – сосновый лес, израненный осколками и пулями. Бойцы иногда называют эту позицию «островом смерти», потому как со свободной сербской территорией их связывает только путь на Бань Брдо» («1-я Маевицкая…», стр. 15).

Этнические чистки в регионе
За 2–3 месяца мусульмане «очистили» все сербские сёла в долине реки Спречи. В општинах Калесия, Тузла, Живинице, Лукавац, Сребреник, Грачаница и части Градачаца сербов не сохранилось практически вовсе. Исключения оставались в виде 4000 тысяч жителей Тузлы и по сотне-другой в небольших городах – всё лояльнейших к новой власти людей. Согнанные сербы, не успевшие уйти на контролируемую ВРС территорию, сконцентрировались в районе сёл Смолуча, Тиня, Потпеч, Ясеница и Шпионица. С конца весны и всё лето слабые силы самообороны защищали там отчаявшихся и потерявших своё имущество 7000 беженцев, пока в самом конце августа умело проведённой операцией бригады «Пантеры» жители спонтанно образованного анклава не были спасены.
Мусульмане выгнали 10 тысяч мирных сербов из крупных сёл на южных склонах Маевицы – Дубницы у Калесии и Пожарницы с прилежащими к ним хуторами. Потом в самом начале сентября они сожгли маевицкие сёла Лазе, Растошницу, Рожань (в годы Второй мировой войны, кстати, в нём погибли 290 жителей), Бриест и Подгору. В изгнание ушли ещё 5–10 тысяч человек.
Сербы были изгнаны из сёл к востоку от Тузлы: Чакловичей, Пелемиша, Симин Хана, Славиновичей и Ковачицы. Таким образом, к осени 1992 г. этническая чистка на контролируемых мусульманами землях Восточной Боснии завершилась изгнанием приблизительно 30 тысяч сербов. (Бригадная история, стр. 135)
Масштабы сгона населения на сербской стороне были иными, значительно меньшими. При провале попытки экстремистов из «Дивизии «Ханджар»» захватить Биелину в начале апреля были убиты около 40 боевиков, списки которых публиковались в сербских «Семберских новостях» и оглашались на радио Биелины.
В самой Биелине жили около 20 тысяч мусульман и ещё 10 тысяч – в крупном селе Яня недалеко от города. В первой половине со своих мест ушла треть биелинских мусульман – немногим меньше 7 тысяч, из них 4000 – цыгане-мусульмане. Население Яни сохранилось почти полностью, власти не давали разрешения на выезд, не желая быть обвинёнными впоследствии в этнической чистке. Однако надо признать, что оставленные мусульманами дома и квартиры в Биелине быстро занимались многочисленными сербскими беженцами с мусульманских территорий.
Летом 1992 г. в Семберии были ликвидированы около 200 активистов и сторонников «Патриотической лиги» и «Зелёных беретов». Несомненно гражданских жителей было убито около десяти – по причине своеобразно понятной мести за судьбу сербов «на той стороне» или с целью завладения имуществом.
В општине Углевик население мусульманских сёл Яняри, Атмачичи, Глинье и Средня Трнова (приблизительно 3 тысячи человек) само покинуло родные места и ушло к «своим» в Теочак. Сербы поселили в опустевших сёлах семь с половиной тысяч беженцев из долины Спречи (Смолуча, Тиня, Потпеч…). Две небольшие деревни, Турсаново брдо и Мумбашичи (совокупно насление до войны около пятисот человек), сербы уничтожили. (стр. 136)
Општина Лопаре сербами контролировалась лишь частично. Мусульмане здесь захватили сербские сёла Брезье и Миладичи, сожгли часть Лукавицы, Миросавцев и ещё несколько сёл. В отместку добровольцы из Сербии уничтожили мусульманское село Корай.
В општине Зворник первоначально линия разграничения проходила по Каракаю, война началась здесь не сразу. После её вспышки мусульмане массово эвакуировались в Калесию и Тузлу; в сёла Козлук, Шепак и хутор у сербского села Скочич вселились сербские беженцы. Оставшиеся за мусульманами Витиница, Годуш и Сапна стали их укреплённым районом практически в сербском тылу.
Жители сербских сёл в општине Брчко – Буквик с окестностями, Вучиловац и ещё нескольких – стали заложниками в руках новых властей района. Их подвергали унижениям, убивали, меняли на пленных мусульман. Сербский автор, писавший про такую практику, справедливо замечал, что «этническая чистка несравненно гуманнее такой судьбы». (стр. 136) Мусульман выселили из Брезового Поля.
К концу 1993 г. на территории општины Углевик находились 9535 беженцев, из которых 7 тысяч из комплекса сёл у Смолучи. 5700 из них имели статус подвергающихся социальной опасности. 210 были расселены в оставленные мусульманскими жителями Средню Трнову, Яняри и Глине, бараки при Руднике и ТЭЦ и по частным владениям (в журнальной заметке Петар Лукич перечисляет семьи Цвико Бабановича, жившего год в Янярах, Джуро и Стойи Тодоровичей, два сына которых находились на фронте, Воина и Стану Тодоровичей (пенсионер Воин, работавший электриком на ТЭЦ, жаловался на нерегулярный транспорт из Яняров до Углевика, где он должен был получать лекарства), живших вместе с невесткой Анджей и внуками (муж погиб на фронте), Анджу Цвиетинович – все из Смолучи).
Вопросами беженцев занималась комиссия из Углевика, сформированная исполнительным комитетом општины, во главе с с уполномоченным Радивое Джокичем. Второй организацией, помогавшей изгнанникам, был општинский комитет Красного креста (секретарь Джордже Манойлович).
Красный крест получал средства от МККК, Красного креста Югославии, UNHCR и благотворителей. Таким образом он имел больше возможностей для помощи, нежели општинская комиссия, у которой хронически не хватало средств даже для оплаты лечения.. Комитет организовал склад в Углевике, три пункта раздачи помощи в Янярах и один в Средней Трнове. Ежемесячно выдавались пакет помощи на каждую семью, средства гигиены, соль, сахар и мука.
(продолжение следует)

Козарска бригада креће преко Саве