|
От
|
Locke
|
|
К
|
nnn
|
|
Дата
|
18.11.2020 19:15:40
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
Ну клан клану рознь
>Сформировался некий клан - где большинство тянуло лямку до пенсии и лишь немногие жили в крупных городах, не имея под началом личного состава и техники и получая все блага от службы
Давайте не путать клан как основную форму существования военного (да и не только военного) сословия - в принципе, в той или иной степени в любой стране - и клан как сословие в целом.
Я вот пока не встречал внятных (западных, разумеется) социологических научных или хотя бы научпоповских работ по военным кланам новейшего времени - хотя их национальные аналоги в диаспорах, кланы мафиозные, изучены достаточно хорошо. Тут надо понимать, что именно формирование вертикально выстроенного клана в военной среде - максимальная угроза любой государственно-политической системе, и в государствах, где политическая элита допускает формирование военных кланов, перевороты и хунты происходят\возникают регулярно и с удовольствием. Так что Сталин, сильно озабоченный мощью влияния Жукова и понимая, что выстраеваемый маршалом победы клан будет намного мощнее довоенного клана Тухачевского сотоварищи, правильно опасался и сделал всё (и передал по партийному наследству, как ни странно), чтобы лишить ВС СССР политического влияния как такового, вырастив параллельно партийному еще и гэбистского монстра, тоже имеющего свои нервы и щупальца в каждой воинской части.
Но есть и взаимосвязанная черта - как бы ни странно это звучало, армиям мирного времени прошлого и второй половину позапрошлого веков в принципе только возникавшие в них кланы и позволяли сохранять эффективность вертикальной структуры единоначалия в областях военного строительства и боевой подготовки. Пусть это покажется еще более странным, но и ту современную национальную армию, эффективностью которой многие восторгаются и сейчас - ЦАХАЛ - по результатам соцанализа придется признать клановой в высокой степени. Не рассматривая популистские фигуры типа Даяна или Шарона, достаточно привести в пример только Исраэля Таля, автора не только системно-стратегических построений, то есть отдельной ближневосточной бронетанковой доктрины, но и самого крупного и известного израильского ВПКшного проекта - "меркавы". Так вот, Таль и его командиры, в т.ч. промышленные - очень и очень клановая структура. Иначе, похоже, военная машина не может эффективно работать и поныне.
Ну или Хайм наш Риковер в Пиндостане. Это уже не просто клан - это именно что отдельная, атомная, империя внутри ВМС США, спустя почти сорок лет после ухода Риковера сохраняющая свое влияние, непрозрачность и неприступность.
Это я, разумеется, не трогаю китайские и японские внутривоенные кланы - там вообще похоже иначе не бывало никогда.
Но вернемся к военным училищам Союза. Мы пока говорили "вообще", но давайте рассмотрим поближе частный феномен системы ВВУЗов - инженерные училища видов ВС и родов войск. То есть формально, буквально инженерные, в аббревиатурах которых было это слово на И. Именно они ближе квсего к тому более широкому феномену, который принято было называть "советским инженером".
Самый буйным цветом по количеству и качеству эти инженерные училища цвели, конечно, в ВВС страны, будучи детально разведены по довольно узким специальностям и создавая - еще один парадокс - не столько офицера, сколько военизированного инженера. Вот уж где пять лет проучившиеся лейтенанты были до предела унижены первичными должностями техников самолетов, но это ведь в основном "слоны", СДшники - то есть они примерно понимали, что с ними будет по выпуску. И тут интересно, что именно офицерский снобизм и апломб, который заставляет лейтенанта на такой первичной должности ловить всеми частями тела выраженный баттхерт когнитивный диссонанс и как правило начинать бухать прямо с утра (благо шила к раздаче без списания - немеряно), в этих училищах воспитывался в наименьшей степени. Ну чтобы не так страдать. Командирская и тактическая подготовка, при ее формальном наличии - практически нулевая; можно даже сказать, что она была по факту заменена внушением идей инженерной эксплуатации. И второе по порядку, но не по значимости - полное отсутствие подчиненного л\с срочной службы, ну или почти полное. Без ансамбля, так сказать. Сам, б..., один, б... "Кладбища старлеев". Строго говоря, если кто из советских офицеров был практически лишен карьерных амбиций на стадии зародыша - это именно выпускники ВВАИУ. Насколько я понимаю, эти училища - довольно массовое явления: я насчитал шесть высших и два средних (ВАТУ). При этом поступить в такие училища было не так просто, как в общевойсковые - отсев по вступительным физике и математике был приличным. И в качестве единственной плюшки - ну только военпреды на авиазаводах, других вариантов как бы и не было.
Несколько более престижное место - в своей системе, на этот раз военно-морской - занимали инженерные училища флота. Их было три, причем тоже с высоким уровнем специализации. Но заведование выпускника такого училища по первичной должности все же, как правило, было масштабнее, сложнее технически, плюс достаточно большое количество подчиненных бойцов - даже на АПЛ, где с бойцами вообще туго. Да, разумеется, карьерных перспектив на флаг-должности по существу не было (и нет) и у этого "корпуса флотских инженеров", но по крайней мере он породил массу военно-морских инженеров не только доктринального, но философского уровня - те же господа Кузин и Никольский. Плюс, конечно, у них в отличие от авиации и всяких прочих спецов была пусть недолго существовавшая, но все же и дореволюционная предтеча - какие-то традиции налицо, ну и это города - Питер и Севастополь. Ни и "главное на флоте - это получить майора" им в общем-то удавалось почти всегда.
Что касается училищ связи - формально инженерными они вроде бы не были, но по существу - были. Учитывая вынужденную - из-за самих размеров ВС - развитость системы управления, у них тоже были свои традиции и свои кадровые подходы, и в общем-то разместить свои амбиции там было где: кто хотел на звезду больше по цене постоянно разорванной жопы, тот стремился в зампотехи узлов, полков и батальонов связи - работа очень и очень инженерно-эксплуатационная, тоже с большим количеством бойцов, техники, драгмета и прочих чудесно способствующих развитию хронического алкоголизма тягот и лишений. Тем не менее, и тут с должностями подполковников под дембель было в общем-то неплохо.
Инженерные училища ПВО и ВКС/РВСН я практически не знаю, никогда не сталкивался с их выпускниками, но могу предполагать, что их жизнь была в общем и целом недалеко от связистов - с тем только исключением, что периферийность их гарнизонов конечно же вносила свою специфику с точки зрения отупляющего действия "точек".
Что касается инженерных училищ ракетных войск и артиллерии, танковых войск и всего автомобильного хозяйства, надеюсь это выслушать от кого-то другого.
Зачем акцентировать внимание на этих военно-инженерных ВВУЗах? Мне интересно - в чем состоял вызов поступления в эти ВВУЗы, если юношеские амбиции отсекались с самого начала? Один такой выпускник питерской Дзержинки мне как-то говорил, что он всегда любил математику, шахматы и "гусарский" перферанс, но ни в Баумановку, ни даже в КГБшную "вышку" шансов попасть - по происхождению - у него не было никаких. Вот и пошел туда, где можно было "проверить алгеброй гармонию" - совместить романтический флёр флота и любовь к стуку по калькулятору.
Словом, эти ВВИУ трудно отнести как к социальным лифтам для сельской местности, так и к "пулеметным школам" - они все же находились как правило в крупных городах и требовали более высокого интеллекта, ничего по сути не давая взамен с точки зрения именно офицерских амбиций. Так в чем привлекательность?