От Сибиряк Ответить на сообщение
К jazzist Ответить по почте
Дата 23.09.2020 07:22:19 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

бои в Испании осенью 1936-го показали преимущества И-15


>не помню кто высказал очень умную мысль - И-15бис вызван к жизни тем, что не напасешься талантливых лётчиков для И-16. И что теперь? ВВС сокращать? вот чтобы в полках че-нить было и пошел И-15бис. может где и утрировано, но зерно смысла в этом есть.

По докладам авиаторов вырисовывается, что продолжение линии И-15 вызвано опытом боёв в Испании, причём самым первым опытом осенних боев 1936-го.

Доклад т. Ринальдо [авиационного советника А.И. Бергольца] от 11.12.[19]36 г.
с выводами о боевой деятельности авиации
в Гражданской войне в Испании

....
в) Самолет И-15 показал прекрасные качества в борьбе против ис-
требителей противника.
Его хорошая маневренность и вертикальная
скорость позволяют его считать абсолютно современным истребите-
лем против «хейнкеля» и «фиата». [Самолет] И-16 показал свои хо-
рошие качества в боях против тяжелых самолетов.

---------------------------------------------

25 декабря 1936 г.
Совершенно секретно
Доклад комбрига т. Алексеева


Работа в Испании дает возможность уже теперь сделать некото-
рые предварительные выводы о качествах наших [самолетов] СБ,
И-15 и И-16...

И-15 и И-16
Я не имел возможности близко и подробно ознакомиться с рабо-
той истребителей. Тов. Пумпур, командир группы истребителей, по-
ручил мне доложить следующее:
И-15 показал себя как прекрасный фронтовой истребитель. Его
преимущества – большая маневренность, приличная скорость и воз-
можность посадки на малые площадки;
И-16 – прекрасная скорость, очень мощный огонь – положитель-
ные стороны машины; большой радиус разворота, большая посадоч-
ная скорость – его минусы.
Пумпур считает, что от И-15 отказываться нельзя, ибо И-16 его не
заменил.
Он считает, что И-15 целесообразнее несколько переделать,
чтобы увеличить его скорость и мощность огня, но не за счет потери
маневренности и увеличения пробега после посадки.

---------------------------------------------------------
6 января 1937 г.
Из доклада т. Андре [старшего авиационного советника Я.В. Смуш-
кевича] о работе авиации в Испании
[от] 06.01.[19]37 г.
....
Общий вывод по истребителям:
Самолет И-16 очень хороший для ПВО и прикрытия тыла от бом-
бардировочной авиации. Он всегда догоняет бомбардировщика и для
боя с бомбардировщиками ему не требуется большая маневренность.
Было бы идеально для этой цели поставить ему мелкокалиберную
пушку.
Самолет И-15 в основном должен быть использован непосред-
ственно у фронта для прикрытия резервов, развертывания, пере-
хвата, отсечения истребителей, прикрытия ближних разведчиков и
корректировщиков от истребителей противника. Доводы за такое ис-
пользование И-15 еще и те, что непосредственно у фронта не всегда
будут хорошие аэродромы и что для воздушного боя с истребителями
И-15 лучше подходит
.

[Раздел при прочтении отчеркнут слева на полях вертикальной чертой.]

....

[список рассылки: «Тт. Ворошилову, Сталину, Молотову,
Орджоникидзе, Андрееву, Кагановичу, Ежову, Егорову, Гамарнику, Алкснису». Фамилия Я.Б. Гамарника вычеркнута.]


Источник:
РККА и Гражданская война
в Испании 1936–1939 гг.
Сборники информационных материалов
Разведывательного управления РККА
Том 1
Сборники № 1–15
РОССПЭН
Москва
2019