От Alex Medvedev Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.05.2020 11:21:52 Найти в дереве
Рубрики ВВС; 1917-1939; Версия для печати

Кто был королем истребителей в 30-е

В сентябре 1936 закончилась поездка Нач. ЦАГИ Н.М.Харламова в США, которая началась в мае 1936. Закупили лицензию на ДС-3, на лл Мартин 156, на Консолидейтед Каталина, на Валти V-11, а также на Конвой Файтер Северского SEV-2PA-L. А.Н.Т., который ездил в США весной 1935 ничего не купил и Амторг, возглавляемый Н.А.Соколовым, докладывал "...комиссия Туполева, имевшая открытую лицензию на покупку самолетов в 600 тыс. долларов, таковую исчерпала только частично" Аппараты конструкции Картвелова фирмы Северский приобретены не были, хотя "в этих образцах есть чему учиться"..."Появление этих машин в Союзе произведет переворот в головах наших конструкторов, показав им, куда двигаться, в чем отстали...затраченные деньги окупят себя." Потом в отчете 1936 "Предложенный еще Туполеву в 1935 одноместный истребитель Северского в 1936, после принятия его на вооружение, оказался не только вне экспорта, но и под запретом какого либо его осмотра и ознакомления"

28 ноября 1936 г. авиастроительная компания "Северский Эркрафт" с одной стороны и акционерное общество "Амторг" с другой стороны заключили 2 договора – на покупку собственно образцов самолёта и на лицензионное производство этой модели. Покупались 2 модели - "Конвой Файтер", и "Амфибион файтер", последний представлял собой амфибийный вариант машины. В течении трех лет фирма должна была давать информацию о всех доработках и модификациях конструкции, технологии производства , а также обеспечить доступ 15 советских инженеров в КБ, цехи, опытную лабораторию и на летно-испытательную станцию, а также обязалась отправить в СССР собственных конструкторов и технологов. Впрочем, некоторые авторы относят подписание договора на лицензионное производство на 28 апреля 1937 г, и на март 1937 г.
SEV-2РА "Конвой Файтер" проходил в СССР всесторонние испытания, на основании которых было установлено превосходство его тактико-технических данных над аналогичными показателями советских серийных и перспективных двухместных самолётов, а так же его примерное равенство в плане боевых возможностей с одноместными истребителями советских ВВС. Тем не менее, серийно производить "Конвой Файтер" не стали, так как руководство ВВС не устраивало "мокрое крыло" самолёта. SEV-2РА использовался как образец для изучения техники вероятного противника и как источник технических новаций.

Интересны оказались результаты учебных воздушных боев с самолетами И-16, ДИ-6 и Р-10. Единственным достойным противником «американцу» оказался И-16. На малых высотах он превосходил «Конвой файтер», но стоило подняться повыше, как все его преимущества пропадали. На высоте 5000 м И-16 (Тип 5) значительно уступал 2РА-L по скорости и маневренности в горизонтальной плоскости. И-16 отрывался от американского истребителя только на пикировании. С ДИ-6 и Р-10 «американец» вообще справлялся легко.

Заметим, что истребитель Северского при моторе одинаковой мощности с И-16 (700 лс) был двухместным с задним стрелком, имел перегоночную дальность больше 3000 км и имел вариант на поплавках. Если бы его начали у нас производить, кто знает услышали бы мы когда-нибудь о И-180/185 Як-1 ЛаГГ-1 и пр....