От sss Ответить на сообщение
К Моцарт
Дата 12.05.2020 10:52:02 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; ВВС; Версия для печати

С чем нельзя не согласиться(+)

>Просто вы пока не понимаете. что и зачем вы измеряете, соответственно, и выводы не верны.
...так это с тем, что надо действительно сначала понять, что и зачем мы измеряем, прежде чем делать выводы космического масштаба.

С оценкой "эффективности Ил-2" (в кавычках - исключительно потому, что сам термин "эффективность" крайне условный, никаких негативных коннотаций) есть две основные проблемы:
- Абсолютная эффективность в массовом сознании чудовищным образом завышалась и завышается до сих пор, офигительные истории про летающий танк, расстреливающий тигры или сжигающий целые колонны техники дождиком из ПТАБов - как появились в суровые годы на страницах "Красной Звезды", так и продолжают свое бытование чуть ли не по сей день. (при этом диссонанс от разницы между этой всесокрушающей эффективность и визуально наблюдаемым ходом боевых действий тянется примерно с тех же времен, заставляя придумывать порой самые невероятные объяснения)
- Относительная эффективность по сравнению с техникой аналогичного класса не может быть адекватно оценена из-за отсутствия близких аналогов (каковое неимение аналогов в мире, как нетрудно догадаться, лишь повышает градус невменяемости в отстаивании крайних оценок, и "лучший в мире", и "говно")

Ил-2 несомненно был самолетом, имевшим свою тактическую нишу и своё назначение, и в котором была объективная потребность. Технически реализован был при этом ровно настолько хорошо, насколько только мог быть в то время и в тех обстоятельствах. То, что возможности заметно отставали от пожеланий (равно как и от возможностей сделать как в лучших домах) - ну вот такая неприятная данность исторического процесса.

То, что Ил-2 стал самым массовым самолетом - наверное плохо. Как и постоянная тенденция заменять им бомбардировщики. Но тут, как опять-таки нетрудно понять, проблема не в Ил-2, а в отсутствии нормального фронтового бомбардировщика. Также как и претензии к плохой подготовке и проч. - это проблемы в строительстве ВВС КА до войны, травма начала войны и так далее, что есть отдельная, большая и грустная история.

И насчет пушечных И-16 - очень возможно, что таки да, формирование из них частей штурмовой авиации в 1939-41 (при отказе от Ил-2 или сдвиге вправо сроков его принятия) имело бы смысл.