Относительно групповых потасовок - вопрос сложный. С одной стороны, драки имели место (подтверждается и информационными сообщениями, и воспоминаниями участников) - с другой стороны, ни русские, ни китайцы в перестрелку без соответствующих приказаний начальства лезть не стремились.
Показательный случай - в декабре 1968 года во время одной из потасовок на советско-китайской границе (остров Киркинский) китайцам удалось захватить (!) и запихнуть в грузовую машину начальника заставы капитана Степановичуса и еще одного пограничника. Только после этого рядовой Емельянов применил оружие на поражение, стреляя по радиатору машины. Пограничников удалось отбить, скандал замяли.
На самом деле, история с душераздирающими подробностями о страшных хромых советских лейтенантах и явно не умеющих "качать маятник" малшах из Шаньдуна явно кажется сильно приукрашенной - что, в принципе, для журнала "Кэмпо" абсолютно нормально.
С уважением,
Swampy
P.S. Да, забыл ответить на Ваш вопрос о перестрелках и потасовках. Советские пограничники, как это продемонстрировало 2 марта 1969 года, явно не были готовы к открытию огня китайцами, хотя и имели оружие при себе. Группа Бабанского вступила в перестрелку только после уничтожения групп Стрельникова и Рабовича - т.е. советские пограничники всячески избегали открывать огонь первыми. Набить физиономию братскому китайскому пограничнику (или спецназовцу - кому как нравится) - это одно дело. В конце концов, демонстрационное пересечение границы группой вооруженных лиц явно требует непосредственной реакции. И если применение оружия запрещено указаниями сверху, то путь выставить нарушителей на сопредельную территорию только один - драка. И боюсь, что Устав не регламентирует данную ситуацию.
Спасибо (-) - Василий Фофанов29.05.2002 20:47:54 (0 b)