>Если сосчитать все ресурсы, направлявшиеся десятками лет на изучение иностранных языков в советской школе, и принять уровень владения инязом "хенде хох" как массовый, то неизбежно возникают вопросы уровня "глупость или измена".
Это хорошая тема, да. Как тут отметили ниже - полное отсутствие мотивации (правда, ниже имели в виду только английский язык, но это относится и к немецкому тоже :-)). Рядовой советский гражданин твердо знал, что в жизни своей за границу не попадет, никогда с иностранцами общаться не будет, и ничего ни читать, ни слушать-смотреть не будет. (Издания Raduga publishers были для очень малого меньшинства). Но не только в этом дело. Иностранный язык такая коварная штука, что им надо заниматься каждый день. Пусть понемногу, но каждый. В советской школе ЕМНИП два раза в неделю по одному часу. В результате "ресурсы тратились" - выхлоп окононулевой. При этом все учебник-учебник, никакой сторонней литературы (я имею в виду обычную школу!). И полное отсутствие обучения на слух. Лингафонный кабинет я увидел только в институте, но ни разу им не пользовался - вот там точно нужды не было - только технический перевод.