|
От
|
Исаев Алексей
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
20.05.2002 09:29:32
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Звезда. Интонация и "Нибелунги"
Доброе время суток
Фильм, безусловно, хороший, производит сильное впечатление. Но достигается это, в первую очередь интонацией, работой режиссера, оператора т.е. средствами кино, а не фактурой и сюжетом.
И в этом плане работа Шахназарова выше всяких похвал, создатели фильма даже сделали более светлым, добродетельным образ радистки Кати, несколько более сложный в книге, чем в фильме. После чернушных «Аварий дочь мента» зритель на таком образе отдыхает душой. Да и вообще подбор актеров и отработка лирической линии грамотнее чем в каком-нибудь «Перл-Харборе». В отличие от голливудских блокбастеров, фильм не затянут, около двух часов, зритель не успевает устать. Во имя сокращения времени из произведения Э.Казакевича выкинули вводную часть про быт разведчиков, но фильм это не ухудшило, образы и так даны кратко, но красочно – кубанка и «Пусть местное население от тебя отдохнет» Мамочкина, «кандидат в мастера спорта по шахматам», якут, убивающий рыбу выстрелом из винтовки, размеренная речь старого солдата Аниканова. . Хорошо показана техника, от Кеттенкрада и грузовиков Магирус немцев до ППС разведчиков. Воспроизведены даже потертости воронения на рукоятках перезаряжания.
С военно-исторической точки зрения фильм местами вызывает сильное удивление. Исходная повесть Казакевича писалась в те же годы, когда на страницах «Записок советского офицера» Пенежко разъезжали Рейнметаллы, разносимые в пыль КВ-2 из «корпусной разведки». Поэтому сама по себе повесть не имеет под собой твердой исторической основы. Дивизия СС «Викинг» никогда Восточного фронта не покидала и под Ковелем отдыхала и пополнялась будучи сильно побитой в Корсунь-Шевченковской операции. Да и в целом наступление с танками под Ковелем, в районе Припятских болот, выглядит странно. В фильме этот момент сглажен, четкой привязки к населенным пунктам нет, более-менее абстрактный участок советско-германского фронта.
Наибольшее удивление у меня лично вызвал этап преодоления переднего края немцев. «Передний край» представлял собой два стоящих посредине леса танка, даже не вкопанных и сидящих невдалеке у костра(!!!) немцев.

Никаких траншей, опорных пунктов. Вообще на танках у авторов фильма определенно заскок. Помимо переднего края подбитым танком был украшен некий домик, в котором отдыхали наши разведчики. Откуда он взялся – непонятно. Одним словом, «передний край» можно было показать ближе к истине: просачивание на полусогнутых момо отвлеченного огнем артиллерии «шверпункта».
Никаких образцово-показательных «Нибелунгов», отмеченных И.Кошкиным, я не заметил. «22-й пехотный полк» ходит толпой, поливая в нужные моменты из МП-40. От штурма домика лесника в конце фильма вообще глаза на лоб лезут. Насквозь простреливаемую сторожку штурмует рота немцев на двух(!!!) «Ганомагах»(справедливости ради – они просто стоят, символизируя немецкую бронетехнику, в бое участия не принимая). Завершает штурм огнемет(!!!) который во-первых, неизвестно как очутился у панцергренадеров, это все же оружие саперов, а во-вторых совершенно не нужен с военной точки зрения, штурмуют все же не бетонный ДОТ. Выполняет огнемет роль психологического воздействия на зрителя, погибнуть от горящего напалма действительно страшно и зритель невольно вжимается в кресло когда огнемет бьет в окно сарая. В книге бой за деревянный дом получился реалистичнее:
«Капитан Вернер сообщал о только что разыгравшемся бое взвода солдат с "зелеными призраками". Взвод этот под командой унтерштурмфюрера Альтепберга, прочесывая согласно приказу командира дивизии окружающую местность, набрел на одинокий сарай на опушке леса. Несколько человек вошли в сарай, но там никого не оказалось. Однако благодаря бдительности унтерштурмфюрера "зеленые призраки" были обнаружены на чердаке сарая. Да, они находились там. К сожалению, им удалось, забросав взвод Альтепберга ручными гранатами и уничтожив самого унтерштурмфюрера и семерых солдат, убежать.»
Повешенные на стену ружья не выстрелили. Скажем якут-охотник весь фильм пробегал с ППС, хотя его первое появление было связано с меткой стрельбой из винтовки. Взятый разведчиками боец, родом из мест в которых проходит рейд никак знания местности не проявил. Налет на станцию стоило перенести в конец фильма, более зрелищно показав результат работы разведчиков. Ну или на худой конец показав этот самый результат в излюбленном непрофессионалами «оборонительном» стиле – наши забиваются в норку оборроны и жгут из засад выгруженные в карьере и пошедшие в наступление танки. Финальная сцена – поле заставленное чадящими «Тиграми».
Но все эти моменты заметит наметанный глаз, который точно так же увидит горящие «Спрюэнсы» и «катапульирование» из «Спитфайра» в «Перл Харборе». 100% военно-исторический фильм снять тяжело и будет он, скорее всего, довольно скучным и тягостным, безусловно проигрывая голливудским шоу. «Звезда» же, напротив, смотрится намного эффектнее 3-часовых американских опупей поледнего времени – «Райян», «Перл Харбор». И персонажи вполне живые, не картонные и action есть вполне гармонично и интересно развивающийся.
С уважением, Алексей Исаев