От Александр Жмодиков Ответить на сообщение
К Константин Дегтярев Ответить по почте
Дата 08.11.2018 10:49:06 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Re: Часть 3

>Тут Вы совершенно правы, но это может быть не столько недостатком русской кавалерии, сколько немного иным подходом к ее использованию. ПМСМ, русская кавалерия (наполеоновских войн) гораздо лучше использовалась как стратегический инструмент, нежели как тактический. Для русской армии более характерно выделение крупных чисто кавалерийских или в основном кавалерийских отрядов для решения стратегических задач типа захвата Нидерландов или блокирования армии Наполеона под Парижем.

Это уже 1814 год, когда кавалерия союзников намного превосходила кавалерию Наполеона количественно и качественно.

>Конечно, французы тоже так поступали, хотя бы захват Лассалем Штеттина можно вспомнить, но, мне кажется, именно для русских характерен крен в пользу стратегического, а не тактического использования кавалерии.

Не вижу такого крена. В 1805 году кавалерия сыграла слабую роль. В 1806 году всю кавалерию размазали почти равномерно по только что созданным общевойсковым дивизиям, по три полка на дивизию, обычно один кирасирский, один драгунский (или два драгунских) и один гусарский или уланский. Зимой 1806-1807 годов кавалерию фактически отделили от дивизий, при Эйлау она была организована в несколько отдельных групп (от 3 до 6 по разным оценкам), но действовали эти группы как нечто цельное или нет, трудно сказать, скорее нет, чем да. В битве при Фридланде в 1807 году русская кавалерия уже действует значительной массой на правом фланге и после двухчасового боя успешно отгоняет кавалерию Наполеона за лес, откуда та уже не показывается до конца битвы, что позволяет правому крылу русской армии отступить в относительном порядке. Однако, формально кавалерия все еще разделена по общевойсковым дивизиям. Только в 1809 году в русской армии появляются чисто кавалерийские дивизии (во французской армии они существуют уже в конце революционных войн, в 1800 году). В 1811 году создали 2 кирасирские дивизии по 5 полков в каждой (20 эскадронов в дивизии) и кавалерийские корпуса, но они были слабоваты по сравнению с кавалерийскими корпусами Наполеона: в стандартном русском кавалерийском корпусе было 4 драгунских полка по 4 эскадрона, 1 гусарский и 1 уланский полк (или два гусарских) по 8 эскадронов, итого 32 эскадрона, причем один гусарский полк часто отделяли, чтобы придать его какому-нибудь пехотному корпусу. У Наполеона в 1812 году в первых трех кавалерийских корпусах была одна дивизия легкой кавалерии (6-7 полков по 4 эскадрона в каждом) и 2 дивизии тяжелой кавалерии по 3 кирасирских полка по 4 эскадрона в каждом плюс пол-эскадрона пикинеров на дивизию (в 3-м корпусе вместо одной кирасирской дивизии была драгунская дивизия из 4 полков по 3 эскадрона), итого 50-54 эскадрона в корпусе.
В 1813 году командование русской армии, разочаровавшись в кавалерийских корпусах, сформировало кавалерию в дивизии по 4 полка одного и того же типа: три кирасирские дивизии, четыре драгунских, три гусарские, три уланские и две конно-егерские (восемь полков драгун переименовали в конно-егерские). Все полки попытались привести к единой организации: 6 полевых эскадронов, однако, в реальности в 1813 и 18114 годах в полку могло быть от 3 до 6 эскадронов, в зависимости от того, насколько конкретный полк был укомплектован. На практике в 1813 и 1814 годах встречаются причудливые сочетания из нескольких гусарских и одного или нескольких уланских полков или из нескольких драгунских и одного или нескольких конно-егерских.

>В конечном счете эта "русская" доктрина вылилась в формирование гигантского драгунского корпуса при Николае I, который, впрочем, так и не был опробован в деле.

Это уже не имеет никакого отношения к наполеоновским войнам. Это просто блажь Николая II, анахронизм.

>Ну и, мне кажется, Наполеон использовал кавалерию отчасти вопреки европейской военной науке своего времени, это как бы его почерк, стиль особенный. Ни австрийцы, ни англичане не бросали кавалерию прорывать центр вражеской позиции глубокими колоннами, это ноу-хау Наполеона, и его иногда за это критикуют.

Вообще-то еще Фридрих II иногда использовал кавалерию для атаки пехотных линий противника после того, как они были расстроены боем с прусской пехотой, например, в сражении при Гогенфридберге, где прусские драгуны прошли колонной сквозь линию прусской пехоты, атаковали австрийскую пехоту, прорвали ее линию и обратили ее в бегство. А что касается глубоких колонн кавалерии Наполеона, то глубину и густоту этих колонн часто сильно преувеличивают. Это были несколько линий, которые атаковали одна за другой.