В 1937 г. на глубину 18 м был спущен водолаз А. на операции подъема п/х "Петр Великий". Пробыв под водой немногим больше часа, водолаз был поднят наверх, а еще через час ему стало плохо: он ослабел, на лице, шее и спине появились большие кровоизлияния. Водолаза с большим трудом спустили в воду, где он пробыл на выдержках более часа. Водолаз почувствовал себя хорошо и был поднят наверх. Однако, как только открыли иллюминатор, водолаз потерял сознание. Закрыв иллюминатор, аварийного водолаза при помощи другого водолаза снова спустили под воду. Так повторялось еще два раза. Водолаз Л. настолько устал, что опускать его в четвертым раз стало невозможным. В полубессознательном состоянии он сидел на палубе спасателя; с трудом удалось влить ему в рот стакан вина, после чего он почувствовал себя лучше. Его раздели, уложили в постель и обложили грелками, от этого состояние пострадавшего значительно улучшилось, тогда его поместили в ванну. Водолаз находился в постели около недели, а по выздоровлении ему предоставили отпуск для отдыха.
Водолаз А. перенес тяжелое декомпрессионное заболевание из-за неправильного подъема по вине старшины смены и отчасти самого пострадавшего, пренебрежительно отнесшегося к выдержкам, так как почти все время до этого работал на малых глубинах. В дальнейшем водолаз А. таких оплошностей не повторял, активно участвовал в период Великой Отечественной войны на Волге, Днепре, Неве и в послевоенный период командовал одним из отрядов Подводречстроя.
Водолаз Я. получил задание отстропить торпеду, зарывшуюся в ил и песок залива. После нескольких неудачных попыток Я. совершенно бессознательно закрутил сначала шланг и сигнал вокруг спускового конца, а затем, привязав трос к торпеде, обошел вокруг нее. Полагая, что все в порядке, Я. стал подниматься, но, пройдя около трех метров понял, что запутался. Он снова спустился на грунт, чтобы узнать, в чем дело. К этому времени на грунте стало совершенно темно. Водолаз дал аварийный сигнал, но его смогли подтянуть лишь на два метра, в итоге водолаз перевернулся вниз головой на 24-метровой глубине в совершенной темноте. Страхующий водолаз (кстати, неопытный) не нашел аварийного водолаза. Лишь через три с половиной часа пребывания аварийного водолаза под водой распутали его шланг и сигнал, трос к торпеде и спусковой конец. Для этого водолаз Я. должен был немного спуститься все еще вниз головой. Затем еще через 45 минут второй страхующий водолаз при свете лампы нашел водолаза Я. висевшим в совершенно бессознательном состоянии. Он тряс водолаза Я. и пытался различным способом привлечь его внимание. Но, не получив никакого ответа, решил, что Я погиб и доложил, выйдя наверх. Тогда стали тащить торпеду, которая неожиданно сорвалась, и водолаза сильным рывком выбросило наверх ногами вперед. Торпеда выскочила рядом с ним. Открутили передний иллюминатор. Шлем на три четверти был заполнен водой, доходившей узко до глаз. Водолаза быстро раздели, разрезав рубаху, и к всеобщему удивлению он открыл глаза. Через 2 дня водолаз Я. был совершенно здоров и снова спускался под воду. Так благополучно закончился случай после пребывания водолаза под водой в положении вниз головой в течение пяти часов. Случай произошел в основном по неосторожности самого водолаза и из-за отсутствия телефонной связи.
Боязнь различных обстоятельств
В 1929 г. в Новороссийске протаскивали полотенце в тоннель № 3 на подъеме эсминца "Пронзительный". В воде был водолаз В. Он должен был следить, чтобы полотенце шло правильно, вплотную к корпусу, без слабины и перекосов и не перевернулось. При протаскивании полотенца, находившиеся наверху заметили, что полотенце перевернулось. Когда водолаза В. запросили, почему перевернулось полотенце, он ответил, что все идет хорошо. Тогда возникло подозрение в правдивости его ответа и в воду пошел водолазный инструктор. Инструктор обнаружил, что водолаз В. находится не в тоннеле № 3, а в другом. Водолаз В. побоялся быть непосредственно у полотенца и ушел от него подальше. Водолаза подняли, и он надолго потерял доверие товарищей и командования.
В 1932 г. в Николаеве водолаз Д. был спущен в трюм поднимаемой баржи. Вдруг его кто-то с силой ударил и водолаз услышал необычный шум в трюме. Не поняв в чем дело, он испугался и потребовал подъема наверх, что и было исполнено. Д. доложил о происшедшем инструктору. Инструктор решил сам спуститься в трюм и все выяснить на месте. В трюме он обнаружил большое скопление сомов значительных размеров. Они-то и зашевелились, когда их покой нарушил водолаз Д. Хотя Д. и знал, что удар получил от сома, все же в течение двух недель не мог спуститься в трюм баржи.
В 1933 г. в Севастополе водолаз Р. был спущен под воду для отмыва грунта из под артиллерийской башни линейного корабля "Императрица Мария". Необходимо било пройти под судоподьемный кольцевой понтон и по узкому тоннелю проникнуть под башню. Спустившись, Р. потребовал дать воздух на грунтосос. Полчаса вместо грунта шел "Нарзан". На вопрос, почему идет вода, а не пульпа Р. ответил, что он старается во всю силу. Тогда инструктор А. приказать застопорить воздух и в течение десяти минут, когда воздух не шел, Р. докладывал, что воздух идет хорошо и грунт отсасывается. Решили проверить, где же водолаз. Под воду опустился сам инструктор А., который увидел водолаза Р не в тоннеле под башней, а сидящим у понтона спиной к тоннелю и слегка шевелящим руками. Когда водолаза Р подняли наверх, он сознался, что в тоннеле бывал редко и идти туда боится.
1947 г., р.Волга. Село Старица, что ниже Черного Яра. Группа водолазов была занята работами на подъеме пассажирского парохода "Петр Чайковский", подорвавшегося летом 1942 г. на мине, поставленной немецкими летчиками с самолета. Пароход шел в качестве госпитального судна с большим количеством раненных красноармейцев и командиров. После подрыва пароход затонул, имея крупные разрушения корпуса. Большая часть раненных и экипаж судна погибли. Пытавшихся спастись фашисты расстреляли из пулеметов с самолетов. В тот год не было возможности поднять пароход, извлечь погибших. Очередь для подъема "Чайковского" отрядами Нижне-Волжского Военно-Восстановительного Управления (НВВВУ) Наркомречфлота дошла только в 1947 г. Пароход был разделан на куски взрывами и поднят самодельными судоподъемными кранами-баржами. Однако при работе водолазы К.,Л. и другие отказывались (боялись) опускаться в воду, когда отсасывали грунт из машинного отделения, так как в этом отсеке оказалось много трупов погибших.
Обвал грунта
В 1933 г. поднимали последнюю (четвертую) башни линкора "Императрица Мария" в Севастополе на Северном рейде. Несмотря на то, что кольцевой понтон грузоподъемностью 1100 т (масса башни 800 т) был полностью продут и дополнительно остроплены четыре сорокатонных мягких понтона, башня на подъем не шла. Башня пролежала в илистом грунте 20 лет и, очевидно, силы присоса были велики. Но в те эпроновские - годы для точного учета сил присоса опыта было еще накоплено недостаточно. Надо было проникнуть под башню и выяснить, что ее держит (предполагалось, что на крыше башни находится пушка). С этой целью приступили к рытью тоннеля под башней. Однажды, при выходе наверх водолаз Б., в тот момент, когда он уже был под днищем понтона, произошел обвал грунта, и водолаз, находившийся в горизонтальном положении, был прижат грунтом к днищу понтона. Б. попросил увеличить подачу воздуха, что было исполнено. Немедленно организовали, отмыв грунта 10 и 6-дюймовым грунтососами в направлении шлангсигнала. Водолаз Б. до часового пребывания под грунтом чувствовал себя удовлетворительно, связь с ним все время поддерживалась по телефону. Но по истечении часа почувствовал усталость, хотя был очень спокоен, и только к концу спасательных работ водолаз попросил ускорить отмыв. Водолазный инструктор А., работая двумя грунтососами справился с задачей, добрался до аварийного водолаза и извлек его из-под понтона через сделанный им узкий проход. Подъем водолаза Б. продолжался около трех часов и закончился благополучно.
Английский водолаз X., промывая тоннель при подъеме подводлодки лежал плашмя в своем тесном "погребе" на глубине 41 м. Вдруг тоннель рухнул и водолаз не мог двинуться ни вперед, ни назад. На телефоне услыхали его " SOS ": "Я в отчаянном положении, пришли помощь немедленно". К нему спустили водолаза, но аварийный водолаз вскоре сообщил: "Все в порядке, помощь уже не требуется". Оказалось, что водолаз X. направил струи воды от себя, держа гидроствол ногами и, управляя им, промыл себе выход назад сквозь обвал. Отдохнув, водолаз X. еще около получаса продолжил работу по образованию тоннеля под кораблем.
Случай произошел из-за чрезвычайно малой высоты тоннеля и крутых углов откоса. Современные правила требуют, чтобы высота тоннеля была не менее полутора метров, а углы стенок соответствовали бы углу внутреннего трения данной категории грунта. Кроме того, размываемый грунт не должен оседать в тоннеле, а выбрасываться из него.
Английский водолаз М. работал в кессоне диаметром 4 метра, который погружали в Дагенхемп Док (Эссекс). Из кессона вдруг произошел сильный выпор грунта с водой, которым выбросило водолаза под ребро (нож) кессона и зарыло его в ил почти на 5 м. К счастью, шланг и сигнальный конец не были повреждены. Под воду немедленно пошел страхующий водолаз, но до аварийного водолаза добраться не смог. На объект срочно запросили еще двух водолазов. Старшина станции спустился в кессон сам и подтвердил, что изнутри кессона аварийного водолаза извлечь невозможно. Затем он спустился снаружи кессона, взяв с собой линь с грузилом и грунторазмывную "пипку". Ему удалось пробиться в ил почти на 4 метра, но ил смыкался над ним, почти зарывая его. Спасатель поднялся наверх, оставив линь с грузилом. Было решено приподнять кессон, полагая, что под нож кессона ворвется ил и увлечет аварийного водолаза в кессон. Но, к счастью, успели заметить сигнал аварийного водолаза по линю с грузилом. Тогда старшина станции опустился тотчас же с грунторазмывочной "пипкой" и с большим трудом пробился на 4.6 м в ил. Следуя за линем, он добрался, наконец до аварийного водолаза. С помощью двух других водолазов аварийный водолаз был через семь часов спасен.
Причина случая - очевидно значительное превышение столба воды внутри кессона над наружным горизонтом воды при погружении кессона в слабо несущие илисто-глинистые грунты.
В ходе Сталинградского сражения в 1942 г. у входа в Краснослободский затон затонул буксирный колесный п/х "Сталинец". Ко времени его подъема в 1944 г. пароход сильно занесло грунтом снаружи и изнутри корпуса. На объект были собраны водолазы двух судоподъемных групп. Под воду ходили по двое. А когда отсасывали песок гидроэжектором в кормовом жилом кубрике, не выдержала каютная дерево-фанерная переборка и водолаза С. засыпало в каюте песком. На помощь поспешил более опытный старшина водолазов М. Он полтора часа отсасывал засыпанного водолаза С., которому еще и придавило чем-то ноги. Спасти аварийного водолаза удалось: подаваемый по шлангу воздух не позволил задавить водолаза совсем.
Присос водолаза
Случаи присоса водолаза не так часты, как, скажем, подводный травматизм, происшествия, связанные с профзаболеваниями, запутывание водолаза. Но, несмотря на их кажущуюся редкость, последствия присоса чрезвычайно тяжелы для водолаза. Вот лишь два примера.
1984 г. Чернобыльская АЭС. Водолаз II класса 0. осматривал для последующей очистки (это делалось регулярно) решетки береговой насосной станции 2-го подъема. Глубина воды 5 м, размер решеток - 5х5 м. Расстояние по горизонтали между сороудерживающими ребрами - 100 мм. Всего решеток (по числу насосов). Ни один из насосов не был остановлен перед спуском водолаза. В виду сильного обрастания щелевые зазоры между ребрами почти полностью зарастают дрейсеной (моллюском) и скорости всасываемого насосами потока у решеток резко возрастают против проектных эксплуатационных условий.
Водолаза 0. сильно присосало к решетке, и сразу оторвать его от нее не удалось. Насосы не были остановлены в такой аварийной для водолаза ситуация. Лишь благодаря счастливой случайности самому водолазу в течение получаса удалось кое-как сползти вниз, где ввиду полного забива решетки скорости упали и оттуда удалось оторвать водолаза и поднять наверх.