>>э-э... Я не уверен, что Вы имели в виду именно это, но обычно так перефразируют меткое высказывание советского космолога Зельманова о том, что если мы не можем видеть какие-то процессы, значит эти процессы происходят без свидетелей :-)
>
>Я хотел сказать, что когда речь идет об археологии процессов, которые происходили пять-шесть тысяч лет назад в регионах с невысокой материальной культурой, тезис о том, что чего-то там не найдено, ни о чем не говорит.
Я сказал то же самое )
>>Мне кажется, тут речь шла о войне за Баварское наследство 1778-1779 гг., за свое "вегетарианство" именуемая "картофельной войной". ИМХО, это апфеоз "галантных воен" 18 века, в корне отличающихся от резни в колониях и достаточно кровавой Семилетки. По-моему, в другие эпохи не было ничего похожего.
>
>Возможно. Вообще в Европе, можно наблюдать несколько периодов "гуманизации войны" и периодов "дегуманизации" - сначала в Средние века перестали обращать в рабство или убивать пленных, предпочитая обменивать их или отпускать за выкуп. Потом в позднем средневековье и в раннее Новое время массовое наемничество и религиозное противостояние католиков и протестантов привели к "дегуманизации войны". Например, швейцарцы поначалу не брали пленных (даже рыцарей) и вырезали гарнизоны и население городов, которые осмелились оказать сопротивление, а в период Тридцатилетней войны имеется пример полного разорения Магдебурга и других городов. Потом с середины XVII века опять наблюдается постепенная "гуманизация" - пленных обменивали или отпускали за выкуп, население если и грабили, то не резали массово. Большую роль сыграло появление постоянных армий, повышение дисциплины войск, централизованное снабжение и размещение войск в ходе кампании в палаточных лагерях, откуда солдатам запрещалось самовольно отлучаться. Впрочем, эта "гуманизация" касалась только "своих", то есть западноевропейцев. За пределами католической и протестантской Европы даже европейцы не церемонились, не говоря уже о местных.
Процессы "гумманизации" и "дегумманизации" имели место в Европе даже в рамках одной длительной войны (как той же Тридцатилетки, да и в Столетке до этого). Мне кажется, это было связано с осознанием изменчивости военного счастья, отсутствием тотального превосходства у одной стороны. К примеру, во второй половине 30-летней войны наемники (не смотря на веры и нации) уже неоднократно поменяли сторону фронта (нанимателя), потому и не устраивали уже резни пленных. "Магдебургизация" городов тоже была, вобщем, крайней мерой. Куда больше населению доставалось из-за "самообеспечения" воюющих армий. Кстати говоря, в 18 веке даже Османы прекратили массово резать головы пленным. Ушли те времена, когда они считали себя непобедимыми и могли себе позволить устраивать такие расправы безнаказанно. Потому и у них там начинается "гумманизация" войны (по крайней мере против европейских армий).
Сказанное не касается подавления восстаний и бунтов, колоний. Там иная политика, где не было места сословной солидарности, как в "галантных войнах".
Re: Ремарка на... - Александр Жмодиков16.07.2018 09:59:10 (164, 1406 b)