От Пехота Ответить на сообщение
К All
Дата 07.07.2018 16:25:17 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; Стрелковое оружие; Локальные конфликты; Версия для печати

Пикап УАЗ и тойота варз (ответ участнику Юрий А.)

Салам алейкум, аксакалы!

>>Тут есть, на мой взгляд три уровня проблемы:
>>1. Концепция применения лёгких коммерческих грузовиков в качестве огневого средства.
>>2. Конкретные решения адаптации УАЗа к ведению боевых действий.
>>3. Потребительские свойства собственно УАЗа по сравнению с другими а/м в этом классе.
>>Какой из них обсуждать будем?

>Да, какую хотите. Хоть все три сразу, хоть по очереди.

Ну тогда всё сразу. :)

Целесообразность применения лёгких коммерческих грузовиков (пикапов) в качестве огневого средства подтверждается собственно практикой применения. Мы имеем достаточное количество периферийных конфликтов, в которых такие машины действовали весьма успешно, снискав заслуженную славу.
Прежде чем рассуждать о причинах успешности, хотелось бы уточнить несколько моментов.
Первое: определение машин, рассматриваемого типа, полностью, на мой взгляд, описывается термином "тачанка". Поскольку функционально это практически полный аналог махновской тачанки, принципиально отличающийся разве что устройством пропульсивной установки.
Второе: оптимальной областью применения тачанок являются периферийные конфликты. Более того, готов даже выдвинуть тезис, что успешное и массовое применение тачанок как раз и являются признаком периферийности конфликта либо кампании. То есть, подразделения, вооружённые тачанками могут добиваться успеха в случае, если им не противостоит современная армия, обладающая полным спектром средств подавления и поражения. Там же, где в дело вступают серьёзные силы, тачанки начинают резко терять эффективность.
Третье: исходя из предыдущих двух пунктов, выводится тактическая ниша современной тачанки. Как и было сказано выше, фактически это крупнокалиберный пулемёт либо другое тяжёлое пехотное оружие на колёсах.
Что-то типа
https://cdn-live.warthunder.com/uploads/04/1bca567250fc2454fdaa9252d2c13e6e675728/962074.jpg


или даже
https://antikvariat.ru/upload/resize_cache/iblock/000/660_660_1/img_3268.jpg

Разница, повторюсь, только в том, каким способом этот пулемёт приводится в движение.
Таким образом, тачанка является тактической пехотной/кавалерийской единицей. Её ни в коем случае нельзя рассматривать как объект бронетехники, что-то типа сверхдешёвого бронетранспортёра или даже лёгкого танка. Это тяжёлая единица именно пехотных, а не мотопехотных подразделений. Как бы странно не звучало это утверждение. И только исходя из указанного подхода, следует рассматривать возможное и успешное применение тачанок в современных конфликтах.
Часто задают вопрос: что будет с тачанкой в случае столкновения на поле боя с танком или каким-то другим образцом бронетехники. Ответ логично вытекает из приведённых положений: то же самое, что и с пехотой. Подготовленная соответствующим образом пехота вполне способна справляться с бронетехникой в некоторых видах боя. При том, что на открытой танкодоступной местности будет уступать. Так же будет и с тачанками – это специфическое оружие, требующее соответствующих навыков применения.
Ну, в общем-то первый пункт почти уже освещён, но уж коли он у нас выделен – остановимся на нём дополнительно.
Итак:
Почему именно применение коммерческих пикапов получило такое распространение в войнах определённого типа.
1. Цена
Очевидно, первым доводом в пользу выбора пикапа в качестве базы для тяжёлого пехотного оружия будет цена. Причём даже цена не конкретного образца техники, а цена, как затраты на приобретение. Надо понимать, что стараниями производителей парк автомобилей в любой стране уже включает в себя значительное количество пикапов в частном владении и, соответственно, затраты на приобретение будут равны стоимости мобилизации транспорта воюющими сторонами. В некоторых случаях пикапы также и покупаются, но в связи с тем, что массовое производство уже налажено и поддерживает само себя, цена конкретного автомобиля будет невелика, относительно прочих видов оружия, вплоть до расходных. Например, соответствовать цене 2-3 ПТУР. Тем более, что за приобретение крупной партии автомобилей, производитель или дилер даст солидную скидку, при том, что сто пикапов (а это ОЧЕНЬ крупная партия для продавцов) могут стоить всего как 2-3 БТР. А за такое количество БТР скидку точно никто не даст. :)
2. Характер ведения БД
Во вторую очередь следует рассмотреть характер ведения боевых действий. Периферийность войн определяет их следующие черты:
- очаговый характер боевых столкновений
- высокий процент непрофессиональных или полупрофессиональных военных в рядах подразделений
- невысокий уровень финансирования войны
Очаговый характер войны требует от боевых подразделений высокой тактической и оперативной мобильности. При этом требования к защищённости на марше относительно невысокие. Как видно, тачанки практически идеально вписываются в такую тактическую картину.
Полупрофессиональное комплектование армии имеет следствием дефицит специалистов по эксплуатации и применению бронетанковой техники, авиации и артиллерийскому вооружению что даёт тачанкам возможность развернуться на поле боя.
И, наконец, невысокий уровень финансирования подводит нас к третьему основанию успеха тачанок в войнах – логистике.
3. Логистика
Вполне очевидно, что логистика тачанок обеспечивается гражданским сектором. Из него мобилизуются автомобили, причём в подавляющем большинстве случаев даже без перекраски. Обслуживание и ремонт также можно производить в гражданской автомастерской. Комплектующие и запчасти доступны на гражданском рынке и их можно закупать, не заботясь о получении специальных лицензий и сертификатов.
Также гражданский сектор обеспечивает наличие специалистов по эксплуатации и ремонту.
Кроме того, многолетняя эволюция автомобилей этого класса привела к появлению сверхнадёжных, по военным меркам, конструкций. Говоря словами одной рекламы «она не ломается». Ну или если говорить более объективно – тачанки на основе коммерческих пикапов требуют намного меньше средств и внимания чем специализированные военные образцы.
Какую же нишу занимает в описанной ситуации УАЗ?
С прискорбием стоит ответить словами известного анекдота: «практически никакую».
- Качество комплектующих и сборки УАЗа не идёт ни в какое сравнение с лидерами рынка. Из чего вытекает следующий недостаток.
- У УАЗа нет мировой системы дистрибьюции и сервиса. Как следствие, зарубежные вооружённые формирования, принявшие на вооружения УАЗ будут лишены, описанных выше преимуществ тачанок. Ну и кроме того, будут просто малочисленными.
- Last but not least. У автомобиля, предполагаемого на роль тачанки в отечественных ВС, а именно УАЗ «Патриот» есть проблемы с позиционированием на рынке.
Вопрос этот, каким бы он ни казался второстепенным, на самом деле не так прост. С момента появления внедорожников как отдельного класса автомобилей (а не единичных машин, как правило, созданных с частичным использованием узлов дорожных автомобилей) в этом секторе рынка произошли серьёзные изменения. Сначала из класса внедорожников (джипов) выделилиcь так называемые sport utility wehicle (SUV) затем уже из SUV выделился премиум-класс и, наконец, кроссоверы. Конечно, все эти определения довольно условны и границы между классами довольно размыты, но определённые узлы концентрации всё же есть и мы можем уверенно сказать, что, к примеру, Land Rover Defender в базовой комплектации это бескомпромиссный внедорожник, а Toyota Land Cruiser 200 – SUV премиум-класса.
Так вот: производитель старается подать УАЗ «Патриот» как SUV примерно среднего сегмента, причём конкурентами некоторые СМИ называют Toyota Land Cruiser 90 или даже Mercedes-Benz G-series, в то время как в качестве тачанок используются, в основном, либо бескомпромиссные джипы либо пикапы на базе SUV нижнего ценового сегмента. Беду УАЗа усугубляет ещё и тот факт, что самой конструкции очень сложно соответствовать той роли, которую для неё определили производитель. Т. е. в заявленном сегменте она способна конкурировать разве что ценой. Поэтому потенциальные покупатели вряд ли будут уверены в роли этого автомобиля на войне, что сильно снижает его экспортные перспективы.
Кроме того, если мы рассмотрим именно ту комплектацию, которая была представлена на Параде 2018 года, то увидим, что при её разработке вряд ли проводились глубокие изыскания на предмет адаптации автомобиля к ведению боевых действий. Об этом говорит пластиковый обвес по периметру машины и явное отсутствие каких-то усиливающих элементов.
Штампованные диски с одной стороны позиционируют машину более практичной, за счёт некоторого снижения цены. А с другой - снижают и без того не самые высокие потребительские качества УАЗа. Что опять будет дезориентировать зарубежных покупателей.
Очевидно, что и сам производитель не очень хорошо понимает место своего изделия в боевых порядках армии и скорее всего руководствуется исключительно желанием хоть что-нибудь да продать. На конкурентном рынке, насыщенном весьма успешными конструкциями, такая маркетинговая стратегия бесперспективна.
Таким образом, наиболее оптимальное применение тачанок на базе УАЗа представляется на территориях, где эту машину эксплуатируют и знают. То есть, собственно, на территории РФ. Однако, как раз здесь тачанки не будут достаточно эффективными. Причины описаны выше, а в качестве иллюстрации можно привести конфликт на Донбассе, где использование тачанок быстро сошло на нет. Для целей же, которых предполагается достигать показанными на Параде тачанками (охранение ПГРК), уже разработаны и выпускаются гораздо более приспособленные машины.
Ну и в заключение на тему «что было, что будет, чем сердце успокоится».
На сегодня в качестве тачанок используются автомобили в основном японских производителей. На первом месте, конечно же Toyota, но также, хотя и в значительно меньших количествах встречаются Nissan, Mitsubishi и Isuzu. Вторую позицию после японцев держат автомобили из США и замыкают «тройку лидеров» европейцы, в основном представленные Land Rover Defender. Автомобили прочих производителей если и встречаются то «в следовых количествах».
Следует отметить, что в мировом автопроме сложилась тенденция постоянного роста цен (сопровождаемых соответствующим усложнением конструкции) на автомобили внедорожного класса и постепенное вытеснение heavy duty внедорожников автомобилями класса SUV, что делает последних, а также пикапы на их базе всё менее приспособленными для войны. В то же время на различных фронтах вполне применяются машины давно снятые с производства, вплоть до Toyota BJ40, что явно говорит о том, что военным и прочим парамилитаристам мало интересны модные гражданские навороты. Например, последняя модификация Toyota HiLux на военных фотографиях почти не встречается, хотя казалось бы…
Интересным казусом в этом свете выглядит возобновление производства Toyota Land Cruiser 70 - модели, наиболее востребованной практиками периферийных войн. Прочие лидеры автопрома этому примеру не последовали, что вроде бы даёт повод рассчитывать на то, что Toyota в ближайшее время станет монополистом на этом рынке. Но здесь хотелось бы обратить внимание ещё на одного производителя, вернее страну, которая активно наращивает как выпуск недорогих пикапов, так и влияние в странах третьего мира. Это, конечно же, Китай. Естественно, всем известное «традиционное китайское качество» ещё некоторое время не позволит конкурировать с японцами, но китайцы сейчас очень активно работают над этим и, не исключено, что этот промежуток времени окажется короче, чем представляется сейчас.
И, наконец, ещё одна несколько неочевидная мысль. Кроме предмета рассмотрения существуют ещё конструкции, которые, казалось бы, устарели, но вполне пригодны к использованию в периферийных войнах. Одна из них – БТР-80. Недорогой, надёжный, простой, массовый – фактически TLC 70 в мире бронетранспортёров. И в то время как ведущие производители конструируют тридцатитонных монстров, называя их бронетранспортёрами, БТР-80 может оказаться очень востребованным в тех местах, где сейчас горячее всего.


And ye shall know the truth, and the truth shall make you dead