От gull Ответить на сообщение
К Prepod Ответить по почте
Дата 04.07.2018 23:01:34 Найти в дереве
Рубрики Армия; 1941; Политек; Версия для печати

Re: Разрешите поинтересоваться

Добрый день,

>Как человек, мало сведущий в химии вообще и нефтехимии в частности, рискну спросить. Что при прямой перегонке нефти на предмет получения авиабензина получаются разные тяжелые фракции, что в итоге даёт мазут, солярку и прочий лигроин это понятно. Но если отечественная нефтехимия производила в войну авиабензин и как побочный продукт - разное тяжелое топливо, то откуда брался в товарных количествах автомобильный бензин?
>Это полемическое заострение и часть установок работала все же на получение автомобильного бензина? Или в рамках техпооцессов по авиабензину получался в том числе и автомобильный бензин?
>Без подклевки спрашиваю, исключительно в целях повышения политической грамотности -))

1) Ни о каком прекращении выпуска автобензина речь, разумеется, не идет. Речь о том, что после начала войны доля авиационного бензина в общем объеме производства была увеличена в два раза. Выглядело это вот так:
Год                         1940     1941     1942     1943     1944     1945     1946     1947
Добыто нефти, тыс. тонн    31 121   33 038   21 988   17 984   18 261   19 437   21 700   26 000    
Произведено, тыс тонн:
Всего жидкого топлива      21 934   20 263   10 263   11 773   14 913   13 487   15 162   18 634  
В т.ч.:
Авиабензина                   889    1 269      912    1 007    1 334    1 017      703      744
Автобензина                 3 476    2 983    1 611    1 763    2 440    2 126    2 305    3 333    
В % от добычи нефти:
Авиабензин                  2,86%    3,84%    4,15%    5,60%    7,31%    5,23%    3,24%    2,86%
Автобензин                 11,17%    9,03%    7,33%    9,80%   13,36%   10,94%   10,62%   12,82%
В % от общего производства жидкого топлива:
Авиабензин                  4,05%    6,26%    8,89%    8,55%    8,95%    7,54%    4,64%    3,99%
Автобензин                 15,85%   14,72%   15,70%   14,97%   16,36%   15,76%   15,20%   17,89%

Разумеется, увеличение выпуска авиабензина шло за счет снижения выпуска других видов топлива, прежде всего автобензина.

2) Авиабензин имеет гораздо более узкий фракционный состав, чем автобензин. Легкие фракции имеют слишком высокое давление насыщенных паров, что может приводить к образованию газовых пробок, кавитации и т.п. Тяжелые бензиновые фракции имеют низкое октановое число. Поэтому авиабензин, полученный прямой перегонкой нефти это только часть от общей бензиновой фракции - и тем меньшая, чем выше требуется октан. Ну а то, что оставалось от бензиновой фракции после выделения из нее авиабензина по большей части шло на автобензин. Кроме того, не все крекинговые установки были переведены на режим риформинга, некоторые всю войну выпускали крекинг-бензин.

С уважением, gull