Справочник Ленского. Некоторые сведения о состоянии сухопутных войск в 1945-1987
Приветствую Вас!
На май 1945 г. общая численность Советских Вооруженных Сил составляла 11365 тыс.чел.,+ из которых св.80% проходили службу в их сухопутных компонентах.++ К 1948 г. численность Вооруженных Сил была сокращена до 2874 тыс.чел.+++ - соответствующие годы были временем послевоенного сокращения войск, прежде всего, сухо путных.++++
Вместе с тем, эта крупнейшая социально-политическая и организационная задача была решена таким образом, что по заключению американских аналитиков того времени в случае вооруженного конфликта, в том числе с применением имевшихся у США в ограниченном количестве ядерных средств, американские сухопутные войска не в состоянии были бы противостоять сухопутным войскам Советского Союза.+++++
1948-1949 г.г.
На рубеже 1948/49 г.г. в условиях прогрессирования проявлений объявленной Советскому Союзу "холодной войны" общая численность Вооруженных Сил СССР была увеличена на 1,5 млн.чел. Многие соединения Сухопутных войск, прежде всего, танковые и механизированные, развертывались из скадрованного состояния в полный штат, усиливалась боеготовность войск.
В то же время, по испытании в августе 1949 г. первой советской атомной бомбы И.В.Сталин отметил, что промедление на год-полтора в ее создании было бы чревато недостаточностью обычных сил сдерживания в противостоянии с США.
1950-1954 г.г.
В эти годы, характеризующиеся войной в Корее, напряженностью военного противостояния в Европе, общая численность Советских Вооруженных Сил достигла 5763 тыс.чел., т.е. была доведена до уровня, составлявшего Уг их численности в период недавней мировой войны.
Вместе с тем, в Сухопутных войсках преобладали образцы вооружения старых разработок - в отличие от авиации процесс качественного обновления техники по объективным (возможности народного хозяйства) и субъективным (прежде всего, трудности в создании новых образцов) причинам был менее интенсивным.
Так, в указанные годы не получили воплощения в серийном производстве созданные образцы новых самоходно-артиллерийских установок, не было отработанного образца нового тяжелого танка, а массовый выпуск созданных ранее средних танков Т-54 со 100-мм пушками был развернут только в 1951 году.***** С этого же времени в войска стали поступать первые бронетранспортеры отечественного производства БТР-40 и БТР-152.
+ см., например: "50 лет Вооруженных Сил СССР", ВИ, 1968, с.474
++ А.А.Бабаков "Вооруженных Силы СССР после войны", ВИ, 1987, с.54
+++ см., например, там же, с.ЗО
++++ о конкретных мероприятиях по реорганизации соединений Сухопутных войск см. приложение 2 к Справочнику ("Танковые дивизии", "Механизированные дивизии", а также "Мотострелковые дивизии")
+++++ американские военные аналитики отмечали, что "советские города могут быть разрушены [атомным оружием], но европейские города за две недели будут заняты Красной Армией" (см. Б.Е.Черток. "Ракеты и люди. Горячие дни "холодной войны". М., 1999, с.18)
* "История военной стратегии России". М., 2000, с.382
** см. И.Дроговоз. "Танковый меч СССР 1945-1991"., М., 1999, с.8 *** см. Б.Е.Черток, указ, соч., с.18
**** см., например: "50 лет Вооруженных Сил СССР", с.500
***** серийный выпуск танков Т-54, принятых на вооружение в апреле 1946 г., был начат в 1947 г. и составлял: 1947 г.
* 600, 1948 г. - 600, 1949 г. - 500, 1950 г. - 250 и только с 1951 г. - 1795 (а в последующем и более) машин в год (см. "Техника и вооружение", 2000, № 4, с.15)
6
1955-1961 г.г.
В этот период в условиях "упора на предпочтительное развитие прогрессивных военно-технических направлений" новым политическим руководством СССР предпринимались шаги по сокращению численности личного состава Вооруженных Сил.
С 1955 г. по 1958 г. численность ВС СССР была уменьшена на 2140 тыс.чел.,х в их составе оставалось 3623 тыс.чел.5™
В январе 1960 г. было принято решение о дальнейшем сокращении Вооруженных Сил на 1200 тыс.чел.
В Сухопутных войсках было расформировано 2/3 имевшихся артиллерийских корпусов и дивизии.
В войсках, дислоцированных на территории СССР, артиллерийские полки танковых, механизированных и стрелковых дивизий сокращались до дивизионов.ххххх Осуществлялось свертывание формирований зенитной артиллерии, стрелковых частей и соединений.3™"
В то же время, с марта 1957 г. боевая мощь Сухопутных войск усиливалась увеличением количества танковых дивизий/ введением в СВ вместо имевшихся механизированных и стрелковых дивизий соединений единого насыщенного танками штата – мотострелковых дивизий.++
Основу танкового парка Сухопутных войск на начало 1960-х г.г. составляли порядка 20 тыс. машин послевоенного выпуска - средних танков Т-54 (выпускавшихся с июля 1958 г. В модификации Т-55).+++ В 1951-62 г.г. войска получили порядка 10 тыс. бронетранспортеров БТР-152,++++ из которых 5 тыс. - к 1956 г.
Для Сухопутных войск были созданы ядерные боеприпасы и средства их доставки к цели - тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы. Для войск ПВО сухопутных войск (их управление было создано в 1958 году) осуществлялась разработка мобильных зенитных ракетных комплексов. В начале 1960-х_г.г. завершились работы по созданию серийных образцов противотанковых управляемых ракет, массового плавающего колесного бронетранспортера БТР- 60П для мотострелков, многих других образцов вооружения для Сухопутных войск.
1962-1972 г.г.
1960-е г.г. считаются годами "сверхприоритетного" развития советских стратегических ядерных сил, временем массового внедрения во все виды Вооруженных Сил ракет различного назначения.
Вместе с тем, с учетом опыта мобилизационных мероприятий в период "Карибского кризиса", с весны 1962 г. в дивизиях Сухопутных войск свернутые ранее до батальонов и
х при оценке сокращения Вооруженных Сил следует учитывать то обстоятельство, что далеко не все их компоненты относятся к ведению Министерства обороны и, кроме того, видеть разницу в сокращаемой ("штатной") и реальной численности личного состава; так, в докладе руководству СССР от 12.08.55 г. Министр обороны СССР сообщал о штатной численности подведомственных МО СССР войск, заведений и учреждений в 4815870 чел. при фактической 4637523 чел (см. И.Дроговоз, указ, соч., с.15); указанное значение сокращения см., например: "50 лет Вооруженных Сил СССР", с.500
хх там же
хххтамже, с.501
хххх "История военной стратегии России". М., 2000, с.415; в то же время квалифицированный личный состав артиллерийских формирований поступал в развертываемые Ракетные войска стратегического назначения, а три артиллерийских дивизии были переданы в состав РВСН в качестве целостных соединений (см., например: М.Первов. Ракетное оружие РВСН. М., 1999, с.28)
ххххх см., например: И.Дроговоз, указ, соч., с.64
ххххх см., например: там же, с.52, 64
+ см. Приложение 2 к Справочнику ("Танковые дивизии") ,
++ см. там же ("Мотострелковые дивизии")
+++ общий выпуск Т-54/55 в 1947-62 г.г. составил ок.24 тыс.машин, некоторое количество которых было уже в конце 1950-х - начале 1960-х г.г. экспортировано (см. И.Шмелев. История танка 1916-1996, с. 171, 173)
++++ первые 600 серийных БТР-152 были изготовлены во втором полугодии 1950 г.; весь выпуск этих машин, завершившийся в 1962 г., составил 12,4 тыс.шт. (9,9 тыс. на заводе ЗиС в Москве в 1950-59 г.г. и 2,5 тыс. на Брянском автозаводе в 1960-62 г.г.); из выпущенных машин 1 тыс. уже в 1955-59 г.г. была экспортирована в дружественные государства, а 556 машин в конце 1950-х г.г. были изготовлены для пограничных войск (см. "Техника и вооружение", 1999, № 4, с.6, 10)
дивизионов мотострелковые и артиллерийские полки были развернуты вновь.+++++ В 1963 г. На вооружение были приняты принципиально новые реактивные системы залпового огня "Град", а для противотанковой обороны частей и соединений, помимо ПТУР, производились новые 100-мм противотанковые гладкоствольные пушки.
С лета 1962 г. для Сухопутных войск осуществлялся массовый выпуск как танков Т-55 (в варианте Т-55 А с противоатомной защитой), так и Т-62 (вариант Т-54/55 со 115-мм гладкоствольнои пушкой).
Со сменой осенью 1964 г. политического руководства СССР окончательно победила точка зрения, согласно которой новое оружие и новая техника не сокращают, а наоборот, увеличивают потребности Вооруженных Сил в людском составе как непосредственно для боевых, так и обеспечивающих частей. Соответственно, в 1960-е г.г. численность Советских Вооруженных Сил была близка к численности 1958 года, а в последующем и возрастала.
С лета 1967 г. реализовывалась программа создания широкой гаммы новых артиллерийских систем, прежде всего, самоходных. В войска начали поступать, помимо бронетранспортеров, создававшиеся с начала 1960-х г.г. боевые машины пехоты (БМП-1).
Вместе с тем, до 1967 года в боекомплекте танков Т-54/55 не было подкалиберных и кумулятивных боеприпасов, что не позволяло им вести борьбу с современными американскими и английскими танками. Из принятых на вооружение подкалиберного и кумулятивного боеприпасов к 100-мм танковой пушке требуемую в условиях 1960-х г.г. бронепробиваемость имел только кумулятивный снаряд. ****
Работы над перспективными советскими тяжелыми танками были прекращены в феврале 1961 г. - приоритет был отдан близкому к обеспеченности новым компактным и мощным двигателем харьковскому среднему танку. Соответственно усилению бронирования и вооружения исходного образца этой машины по замыслу февраля 1961 г. она должна была сочетать бронирование и вооружение тяжелого танка с массой, габаритами и подвижностью танка среднего, становясь единым для танковых войск "линейным танком".
Однако, будучи принятой на вооружение 30 декабря 1966 г. в качестве среднего танка Т-64, принципиально новая машина оказалась не соответствующей требованиям надежной эксплуатации в войсках, прежде всего, по двигателю. В последующий период "базовый" для Т-64 завод в Харькове осуществлял комплекс работ по доводке Т-64, завод в Нижнем Тагиле создавал на базе Т-64 машину с "традиционным" для отечественного танкостроения двигателем типа В-2, а Кировский завод в Ленинграде в апреле 1968 г. получил задание создать на базе Т-64 танк с газотурбинным двигателем специальной разработки."
Соответственно сложившемуся положению в СССР с 1968 г. велись работы по созданию мобильных (на танковом либо БМП шасси) комплексов "Таран" и "Шиповник" с 300-мм противотанковыми ракетами в ядерном (0,2-0,3 кт) снаряжении боевых частей.хх
см., например: И.Дроговоз, указ.соч, с.64
++++++ так, в 1965 г. было выпущено 640 Т-55А (на заводе в Омске) и 1500 "нижнетагильских" Т-62; завод в Харькове изготовил в 1965 г. 160 танков "объект 432", принятых годом позже на вооружение под обозначением Т-64; завод в Челябинске прекратил выпуск тяжелых танков Т-10М в 1962 г., а Кировский завод в Ленинграде - несколько позже, причем, в отличие от челябинцев, ориентированных с 1962 г. на работы по созданию и освоению производства боевых машин пехоты, ленинградские производственники были перепрофилированы на гражданскую продукцию
* "История военной стратегии России". М, 2000, с.413
** там же, с.382
*** см., например: "Бронетанковое вооружение. Альманах". 1995, № 4, с.6
**** бронепробиваемость БПС 100-мм танковой пушки на дальности 2 км составляла (по нормали) 170 мм, а на дальности 1 км - 220 мм; бронепробиваемость БКС - 340 мм независимо от дальности; вместе с тем, для пробития брони иностранных танков считалась требуемой "бронепробивная способность не менее 250 мм" (Г.Ф.Бирюков, Г.В.Мельников "Борьба с танками", ВИ, 1967, с.43); у 115-мм пушки танка Т-62 бронепробиваемость БПС составляла на дальности 2 км (по нормали) 220 мм, на дальности 1 км - 250 мм; бронепробиваемость БКС - 440 мм (независимо от дальности)
***** см., например: "М'Хобби", 1997, № 4, с.36 (документ)
х серийный выпуск танков в Ленинграде в этот период не осуществлялся; что касается общего выпуска танков в СССР, то он в рассматриваемый период составлял (см. "Техника и вооружение", 2000, № 7, с.2):
1968 г: Т-64 - 425, Т-62 - 2020, Т-55А - 780;
1969 г.: Т-64 - 550, Т-62 - 2250, Т-55А - 800.
хх "Таран" на танковом шасси предназначался для вооружения танковых полков, а "Шиповник" на шассе БМП - для
мотострелковых полков (подробнее о проектах "атомных" противотанковых ракет см., например: "Техника и оружие",
1996, №4, с.4-6)
8
Предпринимаемые в направлении введения атомного оружия непосредственно в боевые порядки
войск шаги свидетельствовали об оценке "танковой угрозы с Запада" в качестве опасности
политического характера.
1973-1983 г.г.
В 1973 г. на вооружение Сухопутных войск были приняты "нормализованный" танк Т-64А и созданный в Нижнем Тагиле танк Т-72, работы по проектам "Таран" и "Шиповник" были прекращены.ххх В войска стали поступать новые самоходно-артиллерийские установки, в 1975 г. на вооружение поступила новая РСЗО "Ураган", а в 1976 г. - тактический ракетный комплекс "Точка".
Реконструированный в конце 1960-х г.г. завод в Кургане, куда из Челябинска было передано производство БМП-1, стал производить в 1970-е г.г. по 2 тыс. боевых машин пехоты в год, что полностью покрывало соответствующие потребности Сухопутных войск.хххх
С 1979 г. реконструированный завод в Омске, определенный в качестве главного производителя танков с газотурбинными двигателями ленинградской разработки, начал серийный выпуск танков T-80Б.*™
В начале 1980-х г.г. в составе Сухопутных войск получил организационное оформление новый род войск - авиация Сухопутный войск, оснащаемая, прежде всего, уникальными по своим возможностям боевыми вертолетами Ми-24 и транспортно-боевыми вертолетами Ми-8.
Для действий в оперативной глубине противника предусматривалось создание отдельных армейских корпусов бригадной организации ("ударных кулаков") с включением в их состав десантно-штурмового и вертолетного полков.+
В целом 1970-е г.г. - начало 1980-х г.г. принято характеризовать как период "примерного баланса военных сил", прежде всего, между СССР и США, а также между военными союзами (Организация Варшавского Договора и НАТО) и возможными коалициями.++
В то же время, применительно к советским Сухопутным войскам следует отметить, что даже на конец 1970-х г.г. основу их танкового парка по-прежнему составляли "средние танки Т-54 и Т-55, убедительно доказавшие свои высокие боевые и эксплуатационные качества на полях учений и маневров",+++ у боевых машин БМП-1 выявилась недостаточность возможностей их комплекса вооружения (потребовавшая модификации машины в новую БМП-2), а все
ххх работы были прекращены, "хотя технически проект был вполне реализуем" (см. там же, с.6)
хххх "Красная звезда", 28 мая 1994 г.
ххххх "исходный" образец этой машины - танк Т-80 - был принят на вооружение в июле 1976 г. и выпускался в 1976-78
г.г. на восстановленном небольшом танковом производстве Кировского завода в Ленинграде в ограниченном
количестве (немногим более 100 шт.); мощный серийный завод в Омске по 1978 год выпускал танки Т-55А (в т.ч. в
специальном экспортном "оформлении"); о начале выпуска Т-80Б в Омске см., например: "Российская газета",
14 января 1999г.
+ о 5-ом гв. армейском корпусе такой организации см. 120-ю гв. мед БВО
++ см., например: "История военной стратегии России". М., 2000, с.379
+++ "Красная звезда", 9 июня 1979 г. (интервью начальника танковых войск Ю.Потапова);
- к 1979 г. в СССР было выпущено порядка 35 тыс. Т-54/55/55А (ок. 24 тыс. Т-54/55 по лето 1962 г. на трех
заводах и не менее 10-12 тыс. Т-55А с лета 1962 г. по 1978 г. на заводе в Омске), из которых непосредственно из СССР
было экспортировано не менее 15 тыс. машин (кроме СССР Т-54/55 производились и экспортировались Китаем,
Польшей и Чехословакией);
- серийный выпуск Т-62. начатый с лета 1962 г., в 1965 г. достиг 1500, в 1968 г. - 2020, а в 1969 г. - 2500 машин (см. "Техника и вооружение", 2000, № 7, с.2) ; всего, таким образом, в СССР было выпущено (по 1973 год включительно) до 20 тыс. Т-62, из которых не менее 4 тыс. было экспортировано (кроме СССР Т-62 выпускались в ограниченном количестве в Чехословакии, только на экспорт);
- танки Т-64 (в варианте со 115-мм пушкой) в период по 1969 г. были выпущены в количестве 1305 шт. (см. "Техника и вооружение", 2000, № 7, с.З); в дальнейшем завод в Харькове (при технических возможностях производства не менее 550 машин в год) производил Т-64 со 125-мм пушками (в 1973 г. они получили обозначение Т- 64А), а с 1976 г. - и со 125-мм пушками - пусковыми установками ТУР "Кобра" (Т-64Б);
- серийный выпуск танков Т-72 начался в 1974 г. на заводе в Нижнем Тагиле в варианте с монолитным бронированием башни (танк "Урал"), а с 1976 г. был развернут выпуск варианта с комбинированным бронированием башни ("Урал-1"), к которому был подключен также Челябинский тракторный завод (см. "Вестник транспортного машиностроения", 1995, № 2, с.21)