От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.11.2017 16:47:09 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

"Выборы, выборы..."

Приветствую!

Две зарисовки о выборах в XVIII-XIX веках.

1.
"Всего в Великобритании насчитывалось 230 избирательных округов (203 в Англии, 12 в Уэльсе и 15 в Шотландии), голосовать могли совершеннолетние люди, имеющие от 600 фунтов стерлингов в год земельного дохода, либо от 300 фунтов годового дохода в городах. Таким образом, избирать имели право примерно 200-350 тысяч из примерно 11 миллионов человек.
Самым лучшим способом попасть в парламент было заполучить «карманное» или «гнилое» местечко. «Карманными» назывались маленькие округа, где вся или большая часть земель и селений принадлежали одному и тому же человеку. Соответственно, все, кто жил на этих землях, голосовали так, как скажет владелец - за самого владельца, за его «представителя» или за того, кто заплатил владельцу за депутатское место. Если же избиратель проявлял строптивость, то его дом мог быть сожжен или взорван, а сам он лишался, таким образом, ценза и права голоса. Технология простая, но эффективная.
Одним из самых вопиющих "гнилых местечек", использующим электоральный ресурс в английских выборах был замок Олд Сарум (Old Sarum). В XVIII веке в нем было 11 избирателей, которые избирали двух депутатов в Палату Общин. На это обратил внимание Уильям Питт-старший, который купил почти разрушенный замок за 700 фунтов, и... естественно стал избираться от округа Олд Сарум) Результат - стопроцентное попадание в Парламент.
В 1802 году Томас Питт барон Кэмелфорд продал замок Александру Дюпре графу Каледону. За 60 тысяч фунтов. Собственно такая непомерная цена объяснялась именно большой привлекательностью "гнилого местечка", где договориться с оставшимися 5 (прописью - ПЯТЬЮ!) избирателями не составляло никаких проблем.
Вот как описываются выборы 1802 года: "Выборы кандидатов от Олд Сарум были проведены во временном строении посреди кукурузного поля. Господин Дин, судебный пристав городка, прочитал предписание о выборах, далее поднялся преподобный доктор Скиннер, который представил депутатов - Николаса Ванзиттарта и Генри Александера. Доктор попросил их защищать в Парламенте интересы арендаторов Олд Сарума, и далее трижды спросил: "Кто против?" Поскольку оставшиеся присутствующие молчали - судебный пристав сообщил, что выборы проведены без нарушений, и депутаты избраны в Парламент.
В выборах принимали участие доктор Скиннер из Клоуза, преподобный викарий аббатства Энн мистер Бэрроу, Уильям Дайк, эсквайр из Сайренкота, а так же мистер Мэсси и мистер Брандсон."

2.
Как известно, в 1854 году 50 тысяч австрийских солдат вошли в Дунайские Княжества Молдавию и Валахию. После "4-х пунктов" от 8 августа 1854 года можно сказать, что русское влияние в княжествах было фактически уничтожено.
Но самое интересное началось в 1856-м. Вы же еще не забыли румын в Демократическом Комитете Свободной Европы в Лондоне? Так вот, после вторжения австрийских войск в Княжества часть румынской интеллигенции пожиже тоже смазала лыжи, но не в Лондон, а в Париж. Ну вы понимаете, "О, Пари, Пари...", улочки Монмартра, бульвар Сен-Дени и стоящие по сторонам женщины с пониженной социальной ответственностью, наконец - Лувр и Версаль... Согласитесь, лучшего места для борьбы за свободу Румынии не найдешь.
Так вот, под нажимом просьб румынских эммигрантов Франция начала настаивать на проведении в Румынии... референдума, на котором было два вопроса:
1) Получение независимости от султана.
2) Объединение двух княжеств Молдавия и Валахия в единое государство - Румынию.
Да, Наполеон III, который так пекся о счастье и благополучии Османской империи в 1854-м, который ради турок даже в войну с Россией влез, теперь мечтал отколоть от Турции два не самых бедных пашалыка. Ибо свергнув Россию с трона "жандарма Европы" сам решил стать "жандармом Европы", и решать, где, кто и как будет править.
Османы сначала пробовали договориться с французами, но (да, точно так же, как и Россия в 1853-м) Франция начала угрожать Турции войной, и османы были вынуждены согласиться на референдум.
Однако французы забыли то, что турки поняли сразу - главное - это не работа с ренегатами где-то там, а работа с электоратом на местах. Что и проделали с блеском.
Во-первых, они добились в начале 1857 года вывода из Княжеств австрийских войск. Получив там всю полноту власти, османы создали два типа бюллетеней - первый для голосования, а второй - для показа мировому сообществу. Ибо, как говорил товарищ Наполеон III (эту фразу, кстати, очень часто почему-то Сталину приписывают): «не важно, как проголосуют, а важно то, как посчитают».
В результате плебисцита 1857 года мир с удивлением узнал: Валахия и Молдавия объединяться не хотят и очень счастливы под правлением Османской империи, поэтому хотят оставаться в ее составе и впредь.
Наполеон III и Россия были в бешенстве, а турки участливо разводили руками - мол, господа, мы все понимаем, но, как говорится, "глас народа - глас божий". Куда мы против всенародного выражения.
Однако новый "жандарм Европы" решил, что демократию можно перебить только силой, и на международной конференции в Париже в 1858 году Турции был выдвинут ультиматум - обеспечить проведение нового плебисцита, который на этот раз был бы честным. При этом Турции, в лучших традициях Европейской демократии "было рекомендовано", что результатом выборов должно стать объединение княжеств, предоставление новому формированию автономии, и согласие на "посадку на трон" какого-либо иностранного принца из числа немецких, который все равно девать некуда, но лояльного Франции.
При этом пока конференция подтвердила османский суверенитет над Княжествами и разделение их на Валахию и Молдавию.
Однако самыми хитрыми во всей этой ситуации опять остались.... румыны. На выборах отдельно в Валахии (Бухарест) и отдельно в Молдавии (в Яссах) они в 1859 году они выбрали своим правителем... одного человека, Александру Иоана Кузу, который стал господарем объединенных Княжеств Молдавии и Валахии, который по сути стал отцом нового румынского государства и провел аграрную реформу, очень похожую на нашу образца 1861 года, освободив крестьян со своей землей за выкупные платежи.
Кончилось все предсказуемо - крестьянскими восстаниями и отречением Кузы от власти в 1866-м. Кстати, Александр II, начиная реформу, тоже боялся - на задворках Зимнего долго стоял экипаж с четверкой лошадей, дабы, если что, рвануть из России на фиг.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота