От Bokarev Alexandr Ответить на сообщение
К Александр Жмодиков
Дата 23.03.2016 15:07:09 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Re: Малоярославец-Медынь-Вязьма

>>Дорога хуже, но не на порядок. Это торговая дорога, сравнительно активное движение по ней и до войны было, и была соответствующая инфраструктура - мосты, съезды к рекам, да и плотность населения вдоль дороги приличная.
>>Важно же то, что местность - по состоянию на осень 1812 года - лучше, вдоль Большой Смоленской дороги. По Смоленской дороге всё уже дважды разграблено - вначале отступающей русской армией, потом наступающей французской. Лучше по первому разу реквизировать, чем по третьему.
>Это если там остались бы мосты, и осталось то, что можно реквизировать. Кутузов заранее приказал а начальникам партизанских отрядов: если противник начнет отступать, то предавать огню селения, фураж и всякого рода припасы на его пути (сборник документов, том 4, часть 2, с. 37-38, документ №30).

Это верно. Но как бы в реальности обстояли дела, сказать сложно. Надиктовать приказ - просто. Выполнить - даже в техническом плане - сложнее. И безотносительно приказов - чем меньше местность успела пострадать от боевых действий, тем больше шансы найти на ней что-либо полезное.

>>Ну и стратегически. Если бы по каким-то причинам Наполеон успел пройти Малоярославец и затолкать всю свою армию на дорогу через Медынь-Юхнов-Вязьму, то он как раз успел бы развернуть армию "хвостом к Кутузову", всё как наука учит.
>Пришлось бы вытягивать армию по не очень хорошей дороге (явно более узкой, чем Смоленская) буквально под носом у противника. И кроме того, Наполеон не знал, какие силы русских находятся в Медыни и вокруг этого города. Для того, чтобы очистить путь и разобраться в обстановке, потребовались бы еще сутки или двое, за это время и противник мог что-то предпринять. Собственно, Кутузов и предпринял - отпавил сначала пехотную дивизию Паскевича, потом два пехотных корпуса.

Да, всё так и вышло, и именно поэтому в реальности марш через Медынь и не состоялся. Но заранее предугадать, что дела пойдут так, выходивший из Москвы Наполеон не мог. У него не было ни исчерпывающих сведений о состоянии русской армии, ни сведений о планах Кутузова. В случае большей, чем в реальности, пассивности русских войск движение через Медынь было вполне возможным, и, как мне представляется, более выгодным в плане местности, чем движение напрямую через Можайск.