|
От
|
Exeter
|
|
К
|
destroyer
|
|
Дата
|
25.04.2002 17:30:29
|
|
Рубрики
|
WWII; Флот;
|
|
М-173
Здравствуйте, уважаемый destroyer!
>Лодка с интересной судьбой. Как известно, под командованием капитан-лейтенанта И.А. Кунца она совершила 7 безрезультатных походов (наибольшее достижение - высадка разведгруппы в сентябрьско-октябрьском походе 1941 г.), после чего прежнего командира отстранили и назначили нового - капитан-лейтенанта В.А. Терехина. Уже в первом его походе к Бек-фьорду лодка 16 марта выходит в атаку на конвоированный двумя тральщиками ТР (3.500 т). Две торпеды выстрелить не удалось, но взрыв, раздавшийся через 25 сек. после залпа, посчитали свидетельством успеха. Тоннаж атакованных лодкой судов рос: во второй атаке (7 апреля в Перс-фьорде, 2-й поход) - 7.000 т, в третьей (14 апреля в Варангер-фьорде, 3-й поход) - 10.000 т, в четвертой (22 апреля в Варангер-фьорде, 4-й поход) - 12.000 т. Подтверждение со стороны противника получила лишь четвертая заявленная победа М-173 - потоплен ТР Blankenese (3.236 брт). В советской литературе на счет лодки записывали то Petsamo (4.596 брт, не очень-то вяжется с 3.500 т по донесению командира), то Utlandshorn (2.643 брт, по данным противника погиб на минах, установленных катерниками). В любом случае в отваге командиру отказать нельзя, может быть поэтому и боевая карьера его оказалась короткой - из августовского похода 1942 г. лодка не вернулась. Есть версия ее гибели 24 августа от глубинных бомб немецких охотников UJ-1101, UJ-1108 и UJ-1112. Версия спорная - автономность лодки к этому времени истекала и, скорее всего, она погибла ранее, подорвавшись на мине.
>Как оцениваются ее атаки с учетом современных исследований?
Е:
Данные об атаках М-173:
16 марта - неустановленное судно. "Utlandshorn", по данным Богатырева, погиб за 12 часов до этого (в 02.52 ночи) на мине, выставленной катерами "МО".
7 апреля - конвой в Перс-фьорде. Ровер пишет с германской стороны: "Attack not observed".
14 апреля - конвой у Стурскара. Ровер: "No German observation".
22 апреля - потоплен "Blankenese".
>Что известно о Blankenese и с каким грузом он шел?
Е:
Обстоятельства атаки, согласно Богатыреву, таковы:
Немецкий конвой включал 3 транспорта и 3 корабля охранения. В 09.33 у м.Хабаркен М-173 с дистанции 4 кбт произвела двухторпедный залп с интервалом 5 сек. Одна торпеда попала в шедший в балласте военный транспорт H-25 "Blankenese" (3236 брт), который затонул. Погиб 1 чел. Гибель судна наблюдалась с берега. Немецким кораблям не удалось гидроакустикой обнаружить советскую лодку ни до, ни после залпа (тут Богатырев ссылается на "абсолютный" источник - рапорт самого командира конвоя, находившегося на UJ-1111: документ "Gtfechtbericht U.-Jager 1111 uber Untergang Dampfer "Blankenese" durch Torpedotreffer am 22.4.42").
Сам же Н-25 "Blankenese" - бывший французский пароход "Ange Schiaffino" 1929 г постройки, захваченный немецкой армией в июне 1940 г в Гавре и переданный Кригсмарине (литера "Н" - от "Havre").
>Какова наиболее вероятная версия гибели лодки?
>Кого еще могла атаковать вышеуказанная КПУГ?
Е:
Версия гибели М-173 от атаки немецких охотников 24 августа уж больно маловероятна из-за несовпадения по датам. Согласно данным Боженко, Смагина и Стрельбицкого, более вероятно, что лодка погибла с 7 по 14 августа на немецком минном заграждении М-11 к северу от входа в Сюльте-фиорд.
Далее они пишут: "Однако 16.08.1942 приемные радиостанции СФ отметили признаки работы радиостанции лодки типа "М", но принять ничего не удалось (единственная, кроме М-173, лодка этого типа, находившаяся в море - М-174 - в тот день на связь не выходила)".
Что касается якобы погибшего 17 марта на мине (?) финского парохода "Петсамо" (4596 брт), то это судно упоминается только в известной книге Майстера, и никакими источниками более его гибель не подтверждается. Я попробую спросить об этом судне, кроме того, я на днях получу справочник Jordan'а, и посмотрю там. А Вы сами, если хотите, спросите на "warsailors.com". В любом случае, к М-173 это судно явно никакого отношения не имеет.
С уважением, Exeter
- Re: М-173 - destroyer 26.04.2002 16:33:52 (904 b)