|
От
|
Игорь Куртуков
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
25.04.2002 07:08:51
|
|
Рубрики
|
Суворов (В.Резун);
|
|
Коментарии к "День М". Глава 11.
ТЕКСТ 1.
А идея крылатого Чингисхана не умирала. Советские конструкторы никак не хотели от нее отказываться. В 1943 году конструктор Дмитрий Томашевич выдал давно начатый, но из-за германского нападения и эвакуации поздно завершенный штурмовик "Пегас"
КОМЕНТАРИЙ
"Давно начатый" - это как-то расплывчато. Давайте уточним: "Эскизный проект такого самолета был подготовлен в конце лета 1942 г. и 31 августа от лица ЦКБ-29 направлен для рассмотрения в наркомат авиапромышленности" (М.Маслов, Противотанковая армия "Пегасов" // Мир Авиации №4, 1999)
ТЕКСТ 2.
Стефановский летал в основном на самолетах, которые в момент первого вылета, казалось, были на грани фантастики. "Пегас" - не фантастика, но Стефановский дает "Пегасу" высокую оценку.
КОМЕНТАРИЙ
Процитируем слова Стефановского ("Триста неизвестных") : "Энтузиасты создали неплохую машину. Она имела весьма приличные летные данные. Жаль было огорчать конструкторов, но рекомендовать "пегас" в качестве фронтового самолета мы с Болотниковым не могли. Слишком мала мощность моторов — всего триста лошадиных сил. И конструкция перетяжелена — почти весь фюзеляж выполнен из брони."
ТЕКСТ 3.
По его словам, это мог быть самолет, выпускаемый "колоссальными сериями". Но! Только не в оборонительной войне. "Ивановы" и "Пегасы" могли бы рыскать в небе Европы, Африки, Индии, но только при условии внезапного нападения на Германию и уничтожения ее авиационной мощи или нейтрализации нефтяных промыслов в Румынии.
КОМЕНТАРИЙ
Колоссальные серии, как мы увидим ниже, это 15000 машин. Возможно, по мнению Владимира Богдановича, в конце лета 1942, когда был разработан эскизный проект "Пегаса" война для СССР стала наступательной, но это неортодоксальная точка зрения. Сам же Томашевич так описывает задачи проекта:
"1. В существующих условиях нужно и можно создать самолет, предназначенный для решения только одной задачи -уничтожения танков и мобильных войск, имеющий настолько простую конструкцию, что проектирование и постройка опытных машин займет не более трех месяцев. К 1 августа 1943 г. можно будет построить 15000 таких самолетов, без ощутимого напряжения промышленности и почти без загрузки смежников.
2. Основная идея, лежащая в основе предполагаемого самолета состоит в том, чтобы исключить из конструкции все, что предназначено для решения других задач, оставить только минимум, который необходим для уничтожения танков.
3. Такой специально противотанковый самолет не требует большинства характеристик и оборудования, входящих в понятие современного военного самолета, чрезвычайно усложняющих конструкцию и организацию производства. Например, для противотанкового самолета не требуется больших горизонтальных скоростей и большого диапазона их, не требуется большой высотности. Вследствие этого самолет может быть построен исключительно из недефицитных, низкосортных и даже не авиационных материалов.
4. Чтобы обеспечить внезапность применения нового противотанкового самолета, нужно бросить его на фронт сразу большими массами."