От Игорь Куртуков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 25.04.2002 07:08:51 Найти в дереве
Рубрики Суворов (В.Резун); Версия для печати

Коментарии к "День М". Глава 11.

ТЕКСТ 1.

А идея крылатого Чингисхана не умирала. Советские конструкторы никак не хотели от нее отказываться. В 1943 году конструктор Дмитрий Томашевич выдал давно начатый, но из-за германского нападения и эвакуации поздно завершенный штурмовик "Пегас"

КОМЕНТАРИЙ

"Давно начатый" - это как-то расплывчато. Давайте уточним: "Эскизный проект такого самолета был подготовлен в конце лета 1942 г. и 31 августа от лица ЦКБ-29 направлен для рассмотрения в наркомат авиапромышленности" (М.Маслов, Противотанковая армия "Пегасов" // Мир Авиации №4, 1999)

ТЕКСТ 2.

Стефановский летал в основном на самолетах, которые в момент первого вылета, казалось, были на грани фантастики. "Пегас" - не фантастика, но Стефановский дает "Пегасу" высокую оценку.

КОМЕНТАРИЙ

Процитируем слова Стефановского ("Триста неизвестных") : "Энтузиасты создали неплохую машину. Она имела весьма приличные летные данные. Жаль было огорчать конструкторов, но рекомендовать "пегас" в качестве фронтового самолета мы с Болотниковым не могли. Слишком мала мощность моторов — всего триста лошадиных сил. И конструкция перетяжелена — почти весь фюзеляж выполнен из брони."


ТЕКСТ 3.

По его словам, это мог быть самолет, выпускаемый "колоссальными сериями". Но! Только не в оборонительной войне. "Ивановы" и "Пегасы" могли бы рыскать в небе Европы, Африки, Индии, но только при условии внезапного нападения на Германию и уничтожения ее авиационной мощи или нейтрализации нефтяных промыслов в Румынии.

КОМЕНТАРИЙ

Колоссальные серии, как мы увидим ниже, это 15000 машин. Возможно, по мнению Владимира Богдановича, в конце лета 1942, когда был разработан эскизный проект "Пегаса" война для СССР стала наступательной, но это неортодоксальная точка зрения. Сам же Томашевич так описывает задачи проекта:

"1. В существующих условиях нужно и можно создать самолет, предназначенный для решения только одной задачи -уничтожения танков и мобильных войск, имеющий настолько простую конструкцию, что проектирование и постройка опытных машин займет не более трех месяцев. К 1 августа 1943 г. можно будет построить 15000 таких самолетов, без ощутимого напряжения промышленности и почти без загрузки смежников.

2. Основная идея, лежащая в основе предполагаемого самолета состоит в том, чтобы исключить из конструкции все, что предназначено для решения других задач, оставить только минимум, который необходим для уничтожения танков.

3. Такой специально противотанковый самолет не требует большинства характеристик и оборудования, входящих в понятие современного военного самолета, чрезвычайно усложняющих конструкцию и организацию производства. Например, для противотанкового самолета не требуется больших горизонтальных скоростей и большого диапазона их, не требуется большой высотности. Вследствие этого самолет может быть построен исключительно из недефицитных, низкосортных и даже не авиационных материалов.

4. Чтобы обеспечить внезапность применения нового противотанкового самолета, нужно бросить его на фронт сразу большими массами."