От Sergey Ilyin Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.08.2015 10:36:53 Найти в дереве
Рубрики WWI; Флот; Версия для печати

Американская гражданская судостроительная программа Первой Мировой

Это настолько фундаментально, что утащу всю публикацию целиком.

Оригинал взят у lj user="vova_modelist" в http://vova-modelist.livejournal.com/195677.html

Вчера в теме про http://vova-modelist.livejournal.com/195416.html массовую постройку кораблей в США во время первой мировой войны, всплыла тема сухогрузов построенных для Emergency Fleet Corporation. Когда американцы вступили в войну они быстро поняли что для поддержки миллионной армии через Атлантику грузового флота США катастрофически не хватало - за четыре года с 1913го до 1916го года в США было построено всего 107 судов водоизмещением больше чем 1500т, общим водоизмещением в 805037т.

Для оптимизации и ускорения процесса постройки судов была организована Emergency Fleet Corporation. Это была государственная компания которая должна была контролировать постройку и использование грузовых судов во время ПМВ. Первым делом она реквизировала все суда водоизмещением более чем 2500т находящиеся на постройке в СЩА (в общем было конфисковано 431 судно). Это вызвало дипломатическую проблему с англичанами для которых строились многие из них, но когда они были уверены что суда будут использоваться для нужд войны то они успокоились. Кроме этого правительство вложило в EFC $50 миллионов долларов, что было огромными деньгами в то время. На эти деньги EFC профинансировала постройку четырех верфей с общим числом в 94 стапеля. Основной верфью стал Hog Island в Филадельфии, принадлежавший American International Shipbuilding Corporation постройка которого обошлась в $70000000. У этой верфи было 50 стапелей, и в общей сложности одновременно она могла работать над 78-ю судами. Кроме этого, EFC использовало еще три верфи - Bristol yard: Merchant Shipbuilding Corporation, Newark: Submarine Boat Corporation, Wilmington-Carolina Shipbuilding Company. Было разработано восемь проектов водоизмещением в 3500т, 5000т, 5650т, 7500т, 8800т, 9000т, 9400т и 9600т. По материалам они различались от современных, турбинных стальных сухогрузов, до практически одноразовых деревянных пароходов (при потерях в почти 25% англичане считали что пароход совершивший один рейс себя окупал) и курьезных бетонных кораблей.

Для постройки на верфи Hog Island были разработаны два проекта - грузовой 1022 (в 7500т) и грузо-пассажирский 1024 (в двух вариантах 8400т и 13500т). Интересно что эти суда были более современными чем Либерти ВМВ - они строились турбинными и имели скорость хода в 15 узлов. При чем суда сразу разрабатывались для модульной постройки. Был выдан заказ на 180 судов - 156 типа 1022 и 24 1024 (12 по больше и 12 по меньше). Верфь была построена меньше чем за год, все 50 стапелей были готовы в феврале 1918го года. Первый сухогруз -SS Quistconck - был спущен 5го августа, а сдан в ноябре 1918го года. Так как война к ноябрю закончилась то заказ был урезан со 180 до 122-х судов. Последний из которых был сдан в январе 1921го года. В среднем постройка судна занимала 6-9 месяцев - конечно не Либерти, но для таких относительно крупных и современных кораблей на то время время постройки маленькое. К ПМВ эти суда не успели, но зато они активно использовались в межвоенное время, причем практически все суда проекта 1024 использовались флотом в роли вспомогательных кораблей. Суда пр. 1022 активно использовались во ВМВ - 58 из них были потоплены во время войны. По крайней мере один из них (SS West Modus) был передан СССР по ленд-лизу в 1943ем году и под именем Аргунь ходил до 63го или 68го года.

На других верфях работа шла быстрее так как их не надо было строить с нуля. Например на Submarine Boat Corporation первый сухогруз - SS Agawam - водоизмещением в 5000т заложили 20 декабря 1917го года, а спустили 18 мая 1918го. Из-за опасений что стали не хватит на все что надо построить для войны, на других верфях было заложено 200 деревянных сухогрузов разных размеров. Стандартным был проект 1001 водоизмещением в 3500т, первый из которых - USS Banago- был сдан флоту 18го сентября 1918го года. В отличии от стальных, деревянные суда оказались провальными, так как их строили изначально как одноразовые и после войны их скупали компании ради двигателей которые доставали, а само судно сжигали.

В результате этой программы только в октябре 1918го года было построено 77 судов общим водоизмещением в 398000т, тогда как за весь 1916ый год было построено 285000т судов. В общем с 1918го до 1920го года на верфях EFC было построено 122 судна в Hog Island (921000т), 118 в Newark (600000t) и 40 в Bristol (360000т). Всего на постройку грузовых судов было потрачено $3671000000.

Если кому интересно больше информации на эту тему вот книга https://archive.org/details/buildingemergenc00matt
"Building the Emergency Fleet: A Historical Narrative of the Problems and Achievements of the United States Shipping Board Emergency Fleet Corporation<" 1920го года издания.

Под катом хороший набор четержей и большая статья про суда Emergency Fleet Corporation из http://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=njp.32101050820032;view=1up;seq=145 Transactions of The Society of Naval Architects and Marine Engineers, Volume 26 за 1918ый год. Кроме этого фотографии верфи и кораблей с сайта http://www.history.navy.mil/search.html?q=43185+OR+43184+OR+14856+OR+43179+OR+89878+OR+89877&category=%2Fcontent%2Fhistory%2Fnhhc%2Four-collections Naval History and Heritage Command. Очень сильно кликабельно.

1. 50 стапелей верфи Hog Island.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/navy/cargo3.jpg




2. Другой вид этой верфи.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/navy/cargo2.jpg



3. Чертеж сухогруза проекта 1022
http://russiannavy.net/militaryPhotos/engineering/civilian/cargo_ship4.jpg



4. Чертеж сухогруза в 5000т
http://russiannavy.net/militaryPhotos/engineering/civilian/cargo_ship.jpg



5.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/engineering/civilian/cargo_ship1.jpg



6.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/engineering/civilian/cargo_ship3.jpg



7. Первый из 5000т сухогрузов - SS Agawam
http://russiannavy.net/militaryPhotos/engineering/civilian/cargo_ship2.jpg



8. Подробная статья на тему постройки кораблей EFC
http://russiannavy.net/militaryPhotos/engineering/civilian/cargo_ship5.jpg



9.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/engineering/civilian/cargo_ship6.jpg



10.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/engineering/civilian/cargo_ship7.jpg



11.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/engineering/civilian/cargo_ship8.jpg



12.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/engineering/civilian/cargo_ship9.jpg



13.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/engineering/civilian/cargo_ship10.jpg



14.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/engineering/civilian/cargo_ship11.jpg



15. Первый из деревянных сухогрузов USS Banago.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/navy/cargo6.jpg



16. Недостроенные деревянные суда в отстойнике в Сиэтле, 1919й год. В основном это суда проекта 1001 как на фото сверху.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/navy/cargo1.jpg




В качестве бонуса советская Аргунь
17. В Сан Франциско 1943ий год.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/navy/cargo5.jpg



18. В Сан Франциско 1943ий год.
http://russiannavy.net/militaryPhotos/navy/cargo4.jpg




С уважением, СИ