|
От
|
smertch
|
|
К
|
Prepod
|
|
Дата
|
30.07.2015 22:21:55
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Re: Грубо говоря...
>Вот и у меня тоже сложилось устойчивое впечатление, что разница в статусе комиссара и замполита не формализованная, а фактическая, даже идеологическая, по принципу что с комиссара больше спрос и, соответственно, он может с большей уверенностью махать табельным оружием, матерно ругаться и давить на комсостав по своим комиссарским делам, занимаясь косплеем комиссаров из советских фильмов про гражданскую. При этом все вокруг понимают, что "ему можно". Впрочем, тип комиссара-неврастеника был не настолько распространен как кажется - естественный отбор в действии, у такого персонажа хороший шанс героически погибнуть (от немцев, не в режиме френдли файра) или перебраться на менее ответственную работу. Комиссар/замполит уровня полк/бригада, да и на дивизии, по большому счету, по технологии работы должен мотаться по низовым тактическим подразделениям как в плановом режиме, так и выезжая на ЧП. В политорганах хронический некомплект, поэтому только сидеть и "руками водить" у него не получится, надо "личным примером", а если попробует сачковать, то это будут слишком хорошо всем видно, причем всем, включая командира, с которым у комиссара-неврастеника отношения обычно не ахти. Это я к тому, что персонажи, склонные самолично решать вопрос с командирами, имели мало шансов сохраниться в комиссарской/замполитский должности.
У замполита\комиссара разные права и разные обязанности, да и ответственность. Замполит\ЧВС в штатных ситуациях, не требующих дополнительного внимания командования\политорганов (идет штатная боевая работа) занимается тем, что предписано политорганам уставами, положениями, должностными инструкциями и т.п. - повышает эффективность партполитработы в своих частях\соединениях, пишет отчеты, вскрывает недостатки и т.д. В так сказать нештатных ситуациях (переход в наступление, ожидание удара противника, высадка десанта и прочее) в директивных документах, разрабатываемых командованием без участия политорганов, стопитьсотым пунктом вносится ритуальное "еще выше повысить..." и далее по тексту выше)). Политорганы принимают суровый, ответственный вид и выпихивают в войска всех комсоргов, агитаторов, освобожденных секретарей (не забываем, что в соединениях\объединениях, кроме Члена Военного Совета (по сути замполита) есть еще начальник политотдела со своим политотделом.
Т.е. замполитство всех степеней фактически ни за что не отвечает. Даже если происходит большая задница, у них есть надежная отговорка - "не усмотрел... комдив Н., проваливший операцию, искустно маскировался... командарм М. оказался оборотнем в погонах...". В худшем случае замполита тасуют в глушь, в Саратов.
Другое дело должность комиссара. Он не ждет, когда ему дадут копию приказа со стопитьсотым касающемся его пунктом (см. выше). Он стоит за плечом командира (командира + штаба) с момента зарождения замысла "что б нам такого сделать?". Имеет право тыкать пальцем в карту, требовать, чтобы ему разжевали, почему танки не могут скоренько переехать болото, так ведь короче, и верна ли рокировка по рокаде с точки зрения марксистско-ленинской философии. В итоге он скрепляет своей подписью командирское решение в виде приказа и несет ответственность за результат наравне с командиром.