От Samsv Ответить на сообщение
К Samsv Ответить по почте
Дата 23.07.2015 09:57:07 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

568-й сп.

Воины Валуйского полка


Летнее солнце подходило к зениту. Притихли голоса лесных птиц, нарастал гул футбольных болельщиков. Играл оркестр, пары кружились в вальсе, звучала разноголосая песня… И вдруг команда: «Боевая тревога!» В считанные секунды всё прекратилось. Остался неоконченным начатый вальс, прерван футбольный матч, на полуслове оставлены мечты, планы, обещания. Стадион быстро пустеет. Все бегут в места расположения своих частей и подразделений. Мы тогда ещё не знали, что пришло самое страшное - война и что многим из нас не суждено будет ни вальсировать, ни играть в футбол, ни убрать богатый урожай 1941 года, ни выполнить свои обещания. Темная ночь войны затмила наши планы.
В 4 часа дня мы в полном боевом снаряжении уже были возле дивизионной трибуны, на которой стояло командование. Командир дивизии генерал-майор Ф.Д. Захаров объявил нам о вероломном нападении фашистской Германии и приказал частям дивизии отправиться к своим постоянным местам расположения.
26 июня. Валуйки. Железнодорожные подъездные пути в районе военного городка 568 сп. Эшелоны готовятся к отправке на фронт. В крытые вагоны и на открытые платформы грузятся минометы, станковые пулеметы, боеприпасы, лошади, воинские повозки, автотранспорт и прочее имущество полка. Личный состав размещается в вагонах-теплушках. Вдоль эшелонов стоит такой шум, в котором трудно разобрать команды-приказы командиров разных уровней.
…И вот погрузка окончена, эшелоны готовы к отправке. Наступило время прощания. Прошли десятилетия с того тревожного июньского дня 1941 года, но я отчётливо вижу и слышу тот кошмарный день проводов, как будто он был вчера. Попрощаться с местными воинами, среди которых каждый третий был валуйчанин, пришли отцы и матери, жены и невесты, сестры, подростки, дети. Наконец подан пронзительный прощальный гудок паровоза, и эшелоны двинулись в сторону Острогожска».
Оттуда вся 149-я дивизия двинулась по маршруту Острогожск – Воронеж – Елец – Ефремов – Волово – Горбачево – Сухиничи. Выгрузка эшелонов производилась близ станции Спас-Деменск, что южнее Ельни. Там уже шло тяжёлое Смоленское оборонительное сражение 1941 г. Военно-стратегическая обстановка на момент прибытия 149-й стрелковой дивизии была следующей: противник превосходил войска нашего Западного фронта в людях, артиллерии и самолетах в два раза, в танках – в четыре раза. Немецко-фашистские войска, прорвав оборону фронта, захватили Оршу, Смоленск, Ельню, Кричев. 16-я, 19-я, 29-я наши армии оказались в оперативном окружении. 149-я стрелковая дивизия генерал-майора Ф.Д. Захарова была включена в состав 28-й армии генерал-лейтенанта Владимира Яковлевича Качалова. 19 июля командующий армией приказал начать контрнаступление, и дивизия всем своим составом (14 тыс. чел.) устремилась к исходным рубежам. В наступление пошли 479-й сп под командованием Пилиног Г.И., наш 568-й сп (около 4,5 тыс. чел.) под командованием А.С. Прудникова, 744-й сп под командованием П. Сущева и 426-й гаубичный артиллерийский полк.
К 22 июля части дивизии вышли на рубеж Крутцовка – Самодедино – Старинка. 568-й полк занял исходные позиции для предстоящего наступления в районе деревни Михайловки. К утру 23 июля 568-й сп был готов к наступательным боевым действиям. В это время в полк прибыл начальник политотдела дивизии Иван Семенович Выборных, бывший член Воронежского обкома КПСС. В авангарде полка находился первый стрелковый батальон (комбат Мальков). Конные разведчики полка доложили о движении вражеской пехоты с артиллерией по шоссейной дороге от поселка Починок на юг в сторону деревни Боровик. Получив данные разведки, комбат Мальков развернул свой батальон на выгодном рубеже для отражения наступления противника и произвел минирование со стороны его наступления. Артдивизион полка занял огневые позиции и готовил расчеты для открытия огня. Подпустив вражескую колонну на один километр, батальон открыл шквальный огонь по противнику. Не ожидая такого обстрела, враг дрогнул и скрылся за скатами высоты. Там он развернулся и пошел в полный рост на батальон. Подпустив гитлеровцев на винтовочный выстрел, Мальков приказал открыть огонь по ним. Стрелковый взвод лейтенанта Н.В. Бабышева бросился в атаку, и фашисты, не ожидавшие такого яростного сопротивления, отступили. Однако, получив подкрепление, враги снова атаковали.
В этом бою отличился рядовой Николай Михайлович Краснов. Когда вражеский пулемет прижал атакующий взвод Бабышева к земле, Краснов сумел подобраться к этой огневой точке и забросал её гранатами. Пулеметный расчет был уничтожен, и взвод Бабышева снова бросился в атаку и уничтожил несколько десятков гитлеровцев. Получивший тяжелое ранение Н.М. Краснов был отправлен в госпиталь. Но фашисты не успокоились. Получив подкрепление, они возобновили атаку. Имея пятикратное превосходство в живой силе, стали теснить первую роту лейтенанта Н.Е. Захарова, в которой в живых осталось 36 человек. Казалось, что рота лейтенанта не устоит, но на помощь ей пришли воины истребительной батареи лейтенанта Шашина, и враг был обращен в бегство. Противник снова бросает в бой до двухсот пехотинцев, которые попытались обойти авангард полка и уничтожить его. Но тут в бой вступил второй батальон капитана Г.В. Тельных. Гитлеровцы не выдержали и начали отходить. Батальон Г.В. Тельных зажал между реками Беличек и Стометь две пехотные роты противника. Зажатые фашисты вызвали авиацию и серией ракет стали обозначать место, куда следует сбрасывать бомбы. Смекалистый комбат Тельных тут же в ответ выпускает серию ракет в сторону врага. Вместе с его ракетами на гитлеровцев посыпались бомбы с их же самолетов.
Чувствуя, что гитлеровцы бросают в бой свои последние резервы, комиссар полка Михаил Васильевич Макаров поднял в контратаку 3-й батальон полка. Враг не выдержал удара и повернул обратно. Во второй половине дня полк, преследуя отступающего противника, с боями продвигался вперед. Те две вражеские роты, зажатые между реками, были уничтожены, 58 фашистов взято в плен. К исходу дня полк вышел на северный берег речки Беличек у деревни Ворошилово. Соседний 479-й стрелковый полк вышел на северный берег речки Стометь юго-западнее Ворошилово.
С рассветом 24 июля полки дивизии продолжили успешное наступление. Противник не выдержал напора наших войск и начал отходить на северо-восток. Преодолевая его упорное сопротивление, дивизия заняла Ворошилово и северные берега речек Беличек и Стометь. За двое суток боев 23-24 июля силами 568 полка было истреблено до 250 фашистов и 170 - взято в плен. Трофеи полка составили: 3 штабные машины, одно 105 милиметровое орудие, 2 тяжелых пулемета. Сбито три самолета.
Значительные потери понес и 568-й полк. Погибших хоронили, в основном, ночью в наскоро вырытых одиночных или братских могилах, а в отдельных случаях - и в глубоких воронках от снарядов. На могилах устанавливались деревянные столбики, на которых писали фамилии, имена, отчества, воинские звания и подразделения. Произносилась клятва оставшихся в живых отомстить за боевых друзей. Тяжелораненых отправляли на телегах и автомашинах в медсанбат и непосредственно на железнодорожную станцию Рославль для отправки в тыл. Легкораненые оставались при санчасти полка или добирались своим ходом до сборных пунктов.
25, 26 и 27 июля 568-й сп вместе с другими полками дивизии продолжал двигаться вперед до рубежа Лындовка – Ворошилово – Черновка. 27 июля наступление дивизий продолжалось. 568-й полк после обработки переднего края противника артиллерией тоже двинулся в наступление и освободил от противника населенные пункты Павлово и Зимница. В ходе боя было захвачено автоматическое стрелковое оружие и группа пленных. 28 июля шли бои переменного характера. Противник подтягивал к передовой свои резервы – в основном, мотопехоту и танки. 149-я дивизия резервов уже не имела, их не имела и вся оперативная группа войск генерала В.Я. Качалова (28-я армия). 29 июля отдельные части и подразделения дивизии отражали атаки врага и продолжали наступление. Однако во всем чувствовался многократный перевес противника – в мотопехоте, в артиллерии, особенно в танках и авиации. По архивным документам в боевых действиях 26-29 июля армейская оперативная группа генерала В.Я. Качалова состояла из трех дивизий. Против неё противник бросил девять отборных дивизий, в числе которых был один мотокорпус.
Из оставшихся в живых воинов 568-го сп командир полка А.С. Прудников организовал ударную группу и повел её в наступление. В этой последней наступательной операции участвовали валуйчане: А.С. Прудников, М.В. Макаров, П.П. Жерлицын, Н.Г. Комаров, Н.Г. Семенихин, П.Г. Воротынцев, И.П. Махаев, М.И Каменев, В.М. Невенченко, И.Н. Евтеев, С.И. Баромыченко, П.М. Маринцев, Н.П. Бобырев, Т.Ф. Клименко, И.И. Абрамов, В.Г. Смыков, П.Н. Незнаев, М.И. Шумский, А.П. Бусловский и др.
1 августа после длительной артподготовки противник, введя в бой один моторизованный и два армейских корпуса, при поддержке танков и авиации перешел в наступление в сторону Рославля. Началось оно с Кричева и Починка, и на всем участке фронта развернулись сражения. К вечеру 3-го августа немцам удалось завершить оперативное окружение армейской группы войск генерала Качалова в районе Рославля. В целях спасения штабных документов управления армии генерал Качалов приказал командиру 149-й стрелковой дивизии генералу Захарову одним полком дивизии прорвать вражеское кольцо окружения в районе деревни Лыковка, дать возможность вырваться из окружения управлению штаба армии и оказать помощь в выходе частей армии. Для решения этой задачи был выделен 568-й полк. Он сходу вступил в бой и стал теснить противника. Вслед за полком двинулась штабная колонна во главе с членом военного Совета армии бригадным комиссаром Колесниковым. В бой вступили и штабные работники.
Однако из-за неравенства сил прорыв не удался. Учитывая ситуацию, генерал Качалов сел в свой командирский танк и бросился в бой. На окраине деревни Старинка под Рославлем от прямого попадания вражеского снаряда танк взорвался. Так погиб командующий 28-й армией генерал-лейтенант Владимир Яковлевич Качалов на 51-м году своей жизни. На месте гибели стоит памятник-обелиск, напоминающий о храбрости героя-полководца. Спустя время, начальник оперативного управления Генштаба Сергей Матвеевич Штыменко в своих мемуарах написал: «На торжественном приеме, состоявшемся 25 июня 1945 года в Большом Кремлевском дворце, был провозглашен тост и за тех, чей боевой путь оказался коротким, однако велик был результат борьбы руководимых ими войск. В ряду их было произнесено имя генерал-лейтенанта Качалова Владимира Яковлевича»...


Источник. Ссылка на первоисточник уже битая, поэтому такая ссылка: http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=516

Примечание: в предыдущем постинге н.п. Усоки - это вероятно ошибочное название (в воспоминаниях), правильно д. Утоки.

С уважением, Samsv, http://samsv.narod.ru