От Exeter Ответить на сообщение
К Агент Ответить по почте
Дата 22.04.2002 19:18:53 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Реванш в 1859?

Здравствуйте, уважаемый Агент!

Забавная у Вас "альтернативка" :-)), но некоторые пункты с явной натяжкой все-таки.


>Коля-02 в свое время поднял вопрос о русско-австрийском союзе. В ходе полемики выяснилось, что значительная часть бытующих представлений о предательстве и нелояльности Австрии оказались неверными. Более того, можно утверждать, что Австрия и Россия всегда являлись естественными союзниками и именно разрыв союза приводил эти государства к поражению в той или иной войне.

Е:
Они были естественными союзниками только до тех пор, пока обе испытывали угрозу со стороны:
1) Турции
2) Франции
3) Пруссии
После Крымской войны (и вообще к середине XIX в) в для России все три угрозы были уже неактуальны - Турция была "больным человеком Европы", с Францией как раз было сближение, с Пруссией мы были лучшие друзья. Иными словами, стимула для дружбы с Австрией у России уже не было. А "австрийская неблагодарность" была "на лице", как говорится.


>Рассмотрим это на конкретном примере.

>Во время франко-австрийской войны 1859 года Россия заняла явную про-французскую политику. Русские войска на Волыни сковали к границе значительные силы австрийской армии и в результате Вена проиграла войну за Италию.

>Как стало ясно позднее, Россия ничего не получила от Франции за свою поддержку, а во время Польского восстания 1863-64 Париж даже возглавил анти-российскую коалицию европйеских держав.

Е:
Вот именно, что получила. Что, Франция пошла на Россию войной по польскому вопросу? Нет. Так все сотрясением воздуха и воплями и ограничилось.


>Поэтому Россия стала ориентироваться уже на Пруссию и помогла ей выиграть войны против Австрии же в 1866 и Франции в 1870. В обеих случаях, Петербург действовал путем опробованным в 1859 - выдвижением войск на Волыни к австрийским границам (в 1870 существовала вероятность выступления Австрии на стороне Франции).

Е:
В 1870 г никакой угрозы выступления Австрии на стороне Франции не было в принципе. Дальше "интриг Бейста" дело не пошло и пойти и не могло. Ибо после событий 1867 г австрийская правящая верхушка рассматривала в хороших отношениях (а затем и в союзе) с Германией одну из главных гарантий господствующего положения немецкого меньшинства в империи.


>Общий итог анти-австрийской политики России таков: обьединенная Германия и обьединенная Италия, причем оба новых государства враждебны России. Положительным итогом можно с очень большой натяжкой назвать возвращение России права держать на Черном море флот.

Е:
Неверно. Германская империя в момент своего создания была дружественным и союзным России государством. А итогом альтернативной политики могли быть враждебная Франция, враждебная Германия и враждебная Австрия уже в 1860-е гг, когда Россия еще не оправилась от поражения в Крымской войне. Ваша "альтернативка" сводится к идее антагонизировать отношения со всеми великими державами, имея в качестве компесации такого союзничка как Австрию. Со всей её "благодарностью". Оно нам надо было?


>Ясно, что этот мизерный плюс никак не перевешивал образования у российских границ мощнейшего противника с которым России пришлось в дальнейшем вести две чудовищно тяжелые войны в 20 веке.

Е:
Вот именно - спустя 55 и 80 лет после описываемых Вами событий. Когда очень-очень много воды утекло.


>А причиной всему, представляется стала анти-австрийская политика царской России во второй половине 19 века основанного на эмоциях, а не на трезвом расчете. Ведь, как выше показано, Австрия и Россия являлись естественными союзниками. Именно разрыв русско-австрийского союза в годы Крымской войны и упрямое нежелание России его возобновить и стали причиной гибели обеих империй в 1917-18 гг.

Е:
Ну как же - а про союз "трех императоров" Вы чего же забыли?? И когда этот союз распался - не в 1859 г, напомню. Насчет "естественного" союзника - см. самое начало.


>Итак, что же нужно было делать России в 1859? Она должна была принять предложение Австрии сделанное годом раньше о возобновлении союза и поддержать Австрию в войне с Наполеоном 3.

>Даже простой благожелательный нейтралитет России позволил бы Австрии выиграть войну с Францией и с Сардинией. Но был и более смелый вариант - отправка на берега По русского стотысячного экспедиционного корпуса.

>Этим шагом Россия немедленно вернула бы себе авторитет и влияние в Европе и в случае победы, весьма вероятной, можно было бы добиться полной или частичной отмены Парижского договора, возможно изменить режим проливов и получить моральное удовлетворение от реванша.

Е:
А в Парижском договоре речь шла отнюдь не только о статусе Черного моря и Проливов. Но и Дунайских княжеств, к примеру. Догадываетесь, куда клоню? И как тут насчет "естественности" дружбы с Австрией?


>Даже более того, провал войны в северной Италии, возможно привел бы режим Наполеона 3 к краху и следовательно появлялся шанс на вступление в Париж русских войск.

Е:
А нам-то что с этого? Не говоря уже о том, что с изрядной степенью вероятности был и другой шанс - что русская армия образца 1859 г получила бы от французов по мордасам, как несколькими годами ранее.



>Вне зависимости от итога войны, союз с Австрией следовало поддерживать и тогда Россия смогла бы избежать и создания обьединенной Германии и тем более германо-австрийского союза.

Е:
Сильно сомнительно, что даже союз России с Австрией смог избежать бы создания объединенной Германии. Более того - в вопросе с кем быть: с Австрией или Пруссией любое нормальное русское правительство естественно выбрало бы Пруссию. С Прусией у нас тогда вообще НИКАКИХ разногласий не было - в отличие, от Австрии. А как держава, способная составить угрозу России в случае ухудшения отношений, Пруссия уже тогда была опаснее Австрии. Естественный вывод - с Пруссией дружить и выгоднее, и безопаснее, и надежнее, чем с Австрией.


>Результатом такой политики было бы доминирование русско-австрийского союза в европейской политике второй половины 19 века.

Е:
Пфуй... Обе страны были слишком слабы, и слишком обременены внутренними проблемами, чтобы даже в союзе "доминировать в европейской политике".


>Всего этого было возможно добиться. Стоило только послать сто тысяч русских солдат в "славный бой у Сольферино"...

Е:
Ага. С возможностью получить оплеуху в "славном бою" плюс французский флот под Кронштадтом...

С уважением, Exeter