От DM Ответить на сообщение
К All
Дата 12.07.2015 12:06:35 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Спецслужбы; Версия для печати

Re: с языка сняли. (Про героев-широнинцев)

>Сабж.
>А если нужен именно взвод -- "их есть у нас".
>Например, "25 гвардейцев-широнинцев", или "Гвардейцев Широнинцев", кому как больше нравится.
>Вполне годный пример.

> Взвод оборонял блокпост шверпункт пересечение ЖД-магистрали и автотрассы Харьков-Лозовая в окрестностях станции
>Беспаловка и с. Тарасовка.
>5 марта 1943г (ЕМНИП, в обороне сидели со второго марта) позиции взвода атаковало около 35 танков и прочей бронетехники (точнее не
>помню, надо буквари смотреть) при поддержке пехоты.
>Приданное 45мм орудие уничтожено в первые минуты боя, оставшимися ПТС (ПТР, гранаты и бутылки) уничтожили (?) 16 единиц бронетехники
>(по другим даным -- "подбито до 30 танков и бронемашин", возможно за несколько боёв), уничтожили более 100 солдат. Выжило 6 человек
>включая командира взвода. Следующий (очередной, батальонную группу немцы не с первого раза собрали) бой мог оказаться послеюним, но
>удержание швертпункта "до подхода основных сил" оказалось успешным, дождались.

>К сожалению, "с ходу", в режиме "пересiчного громодянина", подробная информация не отыскивается.

Александр Подопригора (автор книг по боям за харьков) эту историю копал целенаправленно, не как "пересiчний громодянин". Поскольку он форум читает, но участником не является - я озвучиваю его ответ:

«Нэ так все било, савсэм не так…» © ИВС

Утром 1 марта 1943 г. 78-й гв.сп 25-й гв сд занял оборону на окраинах Тарановки (а не Тарасовки) 1 марта, сменив подразделения 179-й тбр на оборудованных ими позициях. Взвод лейтенанта Широнина, усиленный одним 45-мм орудием, был поставлен оборонять железнодорожный переезд у станции Беспаловка, на расстоянии ок.500-600 м от линии обороны полка. Дорога, приходящая на переезд была, конечно «улучшенной грунтовой», но полноценным шоссе ее назвать, конечно, нельзя.
На следующий день, 2 марта, 6-я танковая дивизия вермахта в 6.00 подошла к Тарановке. Дивизия двигалась тремя боевыми группами, имея в строю 28 боеготовых танков и достаточно мотопехоты (например, в 114-м мотопехотном полку около 1100 чел). Также дивизии был придан дивизион штугов.Началу боя предшествовал авиаудар пикировщиков, во время которого и погиб расчет 45-ки. Но сама пушка уцелела, и к ней встали два человека из взвода Широнина.
После того, как БТР и танк головного охранения немцев наскочили у перезда на мины и были обстреляны широнинцами, боевые группы 6-й тд развернулись в боевые порядки по обе стороны ж.д. полотна и пошли в атаку. В советских источниках указывается, что в атаке участвовало 10 немецких танков. Но они были встречены огнем как пушки широницев, так артиллерией полка с основного рубежа обороны. Немцы оценили артогонь как «весьма сильный», отметили нанесение им потерь мотопехоте, БТР-м и гибель командира одной из танковых рот. Бой, по версиям обоих сторон длился около трех часов. Собственно, на этом бой взвода Широнина и закончился. По результатом боя взводу в штабе 78-го полка засчитали потерю противником свыше 60 солдат и офицеров, 6 танков, 3 бронемашин, 2 самоходных орудий. Хотя взвод действовал не сам, а был поддержан артиллерией полка, получал помощь пехотинцами и связистами. Соответственно и потери врагу нанесли не только широнинцы. Но из пропагандистских соображений (о которых ниже) все приписали им. В послевоенное время в различной литературе цифра уничтоженных и подбитых взводом Широнина немецких танков дорастет до 30 (!).
В 10.00 немцы решили отойти и перегруппироваться для новой атаки, которую и начали, подтянув артиллерию. К 17.00 они овладели южной окраиной Тарановки, а к 23.00 бой шел уже в центре села. Там немцы забуксуют на несколько дней. 78-й гв.сп будет вести бой в Тарановке до 11 марта.
Штаб 11-го тп 6-й тд вермахта отчитался 2 марта о потере 5 танков. Данных о потерях бронемашин пока найти не удалось. Нет пока и данных о потерях в дивизионе штугов.
Раненый Широнин был вынесен с поля боя в Тарановку. Там он опять чуть не погиб, когда в село ворвались немцы и разгромили полковой медпункт. Но вторично был спасен своим подчиненным, спрятан в погребе, а затем вынесен из села.
Теперь о главном. Наблюдая из Тарановки за боем широнинцев, замполит полка в восхищении рапортовал командиру: «этот взвод повторяет подвиг панфиловцев!». То же самое он изложил и в донесении в политотдел дивизии. Оттуда затребовали письменное донесение и именной список героев. Командир батальона, которому было спущено указание предоставить список участвовавших в бою широнинцев, приказ выполнил и в 4 часа утра 3 марта замполит полка список получил. Напомню, все это время в Тарановке шел ожесточенный уличный бой, противник угрожал уже непосредственно штабу полка. Донесение и список 34-х (!) участников боя ушло в политотдел дивизии, а оттуда в политотдел 15-го ск. Замполит корпуса дал указание представить состав взвода к правительственной награде и доложил далее по команде – в политотдел 6-й армии. Подключился и «главный фактор» - пресса. 8 марта дивизионная газета 25-й гв сд посвятила широницам всю первую полосу с лозунгом «Вечная слава 34 гвардейцам-героям! Учитесь у них побеждать врага!». Фамилии всех 34 бойцов приводились в конце текста. А уже 14 марта материал о широницах попал в «Правду». Правда, без громких лозунгов. В скромной заметке «В районе Изюма» говорилось, что «Бессмертной славой покрыли себя в эти дни 34 гвардейца под командованием лейтенанта Широнина…» Ну а «Правду», понятное дело, в ГлавПУРе читают. Прочитали и за телефон – в политотдел Юго-Западного фронта звонить, что за герои, как все было, награждены ли… Очевидно, где-то на этих уровнях политорганов указание «представить к правительственной награде» выросло до максимального «представить к званию «Герой Советского Союза». Тем временем, 22 марта газета 6-1 армии тоже отвела широнинцам целую полосу с заголовком «Они выстояли, они победили! Бессмертный подвиг 25-ти гвардейцев-широнинцев». Публиковался и список 25 фамилий. В чем секрет числовой трансформации? Да элементарно – звезды героев решили дать посмертно, погибшим в геройском бою. Перебрали список – уцелевших выкинули, погибших оставили. В ходе оформления документов выяснилось, что сам Широнин не погиб, а только ранен и лежит в госпитале. В бумаги внесли соответствующую поправку. 18 мая 1943 г последовал указ ПВС о награждении. Тогда не знали, что кроме Широнина выжили еще пятеро. Будучи ранеными, они попали в разные госпиталя и в свою часть уже не вернулись. Один из них умрет от ран осенью 1943, другой погибнет в ДТП в 1946 г на второй день после демобилизации. Звезды найдут своих уцелевших героев только в 1949-50 гг. Сам Широнин трагически погибнет в 1968 г.
А как же остальные участники боя из списка 34-х? Из 9 фамилий удалось обнаружить, что четверо участников хоть и не получили геройских звезд, но наград удостоились. Стараниями командира 78-го гв сп и комдива 25-й гв сд они получили ордена и медали именно за участие в том бою, в частности за спасение Широнина.
«Подвиг широнинцев» станет «визитной карточкой» дивизии, а 78-й гв сп рекордсменом по числу ГСС - 79 человек. Подвиг взвода был массово пропагандируем. За широкое освещение боя широнинцев в военной прессе даже вручались награды (именно с такой формулировкой в наградном листе).
Разумеется, увековечивалась память о героях и на месте боя – в самой Тарановке (построен мемориал) и в Харькове (их именем названа улица). И вот тут после войны благодарных потомков ждал большой сюрприз. Попытки местных краеведов – энтузиастов найти родственников погибших героев по указанным в наградном документе адресам наткнулись на ответы местных военкоматов – «человек с такими данными у нас не проживал и в армию у нас не призывался» (не для всех, но для многих). Попытки архивного поиска сходу обвалили попутную легенду – считалось, что широнинцы – моряки-тихоокеанцы (25-я гв сд выросла из морской стрелковой бриады). На архив ВМФ ответил, что «люди с такими ФИО и местами призыва никогда на флоте не числились». Поиски в списках личного состава полка и дивизии показали людей с такими и похожими фамилиями, но и выдали разнобой в инициалах и адресах. Даже одна и та же, вроде бы, фамилия, в разных бумагах писалась по-разному. Тем не менее, удалось данные нескольких человек уточнить и добиться, чтобы в 1965 г ПВС СССР внес в указ от 18 мая 1943 г изменения, уточняя данные некоторых награжденных. Удалось также найти и участника боя, который выжил, но в наградные списки не попал. Вернее, в списке героев есть похожая фамилия, отличающаяся на одну букву.
Весь этот процесс, как часто бывало, держался в основном на энтузиазме одного человека. И к 80-м годам иссяк. Несмотря на освещение этих поисков и находок на страницах издаваемых в Харькове книг, даже музейные работники, обслуживающие мемориал, путаются даже в куцей официальной версии. На плитах мемориала, обновленных в 2000-х, фамилии написаны с ошибками, а с портретов смотрят люди в погонах, которых широнинцы носить никак не могли…
Складывается впечатление, что массовая выдача геройских звезд широнинцам – результат участия прессы т.е. публикации в «Правде». Конечно, с газетной историей панфиловцев разница колоссальная, но и общие черты есть. Напрашивается вывод, что узнай «наверху» из газеты о подвиге взвода, Широнин и его люди получили бы посмертно ордена. Как, например, личный состав взвода гв.лейтенанта Боброва из 73-го гв сп той же 25-й гв сд, который 4-5 февраля 1944 г при сходных обстоятельствах и сходной боевой задаче, повторит подвиг широнинцев, потеряв 22 из 29 человек, в т.ч. и командира, но геройских звезд не получит. Боброву достанется только орден Отечественной войны 1-й степени посмертно.