|
От
|
Пауль
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
08.06.2015 20:15:48
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Статья в продолжение темы про эшелонирование.
Полковник С. Н. Бялковский
ОБ УПРАВЛЕНИИ ВТОРЫМИ ЭШЕЛОНАМИ (полк—дивизия)
Прорыв сильно укрепленных позиций противника, построенных на системе непрерывных и глубоко эшелонированных траншей, потребовал от Красной Армии некоторых особых тактических приемов. Одним из таких приемов является эшелонирование в глубину боевых порядков стрелковых полков и дивизий, имеющее целью обеспечить необходимую непрерывность развития наступательного удара в главной полосе обороны противника.
Создание вторых эшелонов полков и дивизий при прорыве фронта сильно укрепленной позиционной обороны полностью тебя оправдало. В ходе войны боевая практика обогатилась рядом способов управления вторыми эшелонами. Наиболее целесообразные из них мы и рассмотрим в настоящей статье.
Задачи вторых (третьих) эшелонов. Основная задача подразделений вторых эшелонов полков состоит в наращивании усилий первых эшелонов с целью быстрейшего овладения всеми траншеями первой позиции противника и отражения его контратак в глубине первой позиции.
При успешном ходе боя и быстром продвижении вперед подразделений первых эшелонов вторые эшелоны вводятся в бой для овладения с хода траншеями второй позиции.
Вторые эшелоны дивизий (третьи эшелоны полков) при упорном сопротивлении противника обычно вводятся в бой за овладение второй позицией. Для этого их следует вводить как только определится результат боя за первую позицию, не ожидая пока оставшиеся на ней отдельные группы противника будут полностью ликвидированы.
Преодоление отсечных позиций, расположенных между главной и второй полосами обороны, с целью расширения успеха в сторону флангов производится вторыми (третьими) эшелонами соединений (частей) после короткого, но мощного артиллерийского и авиационного налета.
Таковы основные задачи вторых и последующих эшелонов при прорыве позиционной обороны.
Боевая практика изобилует самыми разнообразными – по месту и времени – случаями ввода в бой вторых (третьих) эшелонов. Все определяется обстановкой; необходимая же своевременность ввода в бой вторых (третьих) эшелонов зависит от творческого искусства командира.
Место вторых (третьих) эшелонов в боевом порядке. При построении боевого порядка стрелковых полков и дивизий в два, а в полку и в три эшелона необходимо прежде всего в наибольшей мере избежать всех невыгод многоэшелонности. К ним Боевой устав пехоты 1942 г. относит: перенасыщение живой силой поля боя на всю глубину, ведущее к ненужным потерям в личном составе и огневых средствах от огня авиации, артиллерии и минометов противника; бездействие в бою вторых эшелонов; невозможность одновременно обрушиться на противника силой огневых средств всех подразделений и частей.
При прорыве сильно укрепленных позиций противника на Белгородском направлении в июле 1943 г. 468-й стрелковый полк с приданной отдельной штрафной ротой (200 чел.) выполнял в разное время и в разных районах две аналогичные задачи. В обоих случаях, наступая на фронте около 800 м, полк строил боевой порядок в два эшелона.
В первом наступлении (схема А) командир полка вывел весь полк в исходное положение на опушку леса, расположив второй эшелон (1-й батальон) в 300-400 м от подразделений первого эшелона (3-й батальон). Во время артиллерийской подготовки атаки противник произвел контрподготовку, обрушившись артиллерийским и минометным огнем по боевому порядку полка в исходном положении. Полк понес значительные потери: 2-й батальон и второй эшелон с началом наступления выдвинуться не смогли. Ворвавшись на передний край обороны противника штрафная рота и 3-й батальон, не поддержанные 1-м и 2-м батальонами, контратакой немцев были вытеснены с захваченных позиций и отошли в исходное положение.
Через 10 дней полк был переброшен для наступления на другой участок (схема Б). Командир полка, учитывая предыдущий опыт, эшелонировал боевой порядок в исходном положении на глубину до 1,5 км, имея второй эшелон (3-й батальон) в 1 км за батальоном первого эшелона в укрытом месте. Станковые пулеметы и минометы батальона второго эшелона были привлечены для поддержки первого эшелона. В бою командир своевременным вводом в бой батальона второго эшелона обеспечил отражение контратаки противника и развитие успеха батальонов первого эшелона, овладевших к этому времени районом отметки 206,4.
Боевой опыт 468-го стрелкового полка – достаточно яркая иллюстрация опасности, возникающей в связи с первыми двумя невыгодами многоэшелонного построения боевого порядка, предусмотренными БУП-2-42.
_IMAGE133754.jpg)
[171K]
Для возможно полного предотвращения этой опасности надо, очевидно, располагать на месте и вести вторые эшелоны на таком их удалении от первых, чтобы в наибольшей мере предохранить их от огня противника и обеспечить своевременное продвижение и вступление в бой. При этом нужно иметь в виду, что даже самое незначительное отставание второго эшелона может задержать развитие боя и что отставший второй эшелон может оказаться бесполезным и бездействующим до конца боя.
В руководящих указаниях по прорыву позиционной обороны батальон второго эшелона стрелкового полка рекомендуют располагать и передвигать в 300-500 м, а полк второго эшелона стрелковой дивизии (или батальон третьего эшелона стрелкового полка) – в 800-1500 м за подразделениями первого эшелона.
Глубина боевого порядка стрелкового батальона первого эшелона полка составляет до 400 м, следовательно, от передовых цепей первого эшелона батальон второго эшелона стрелкового полка двигается на удалении 700-900 м, а от противника перед фронтом первого эшелона – на расстоянии около 1 км. Такая растяжка предохраняет подразделения второго эшелона стрелкового полка от действительного огня станковых пулеметов с фронта (около 1000 м) и в то же время должна быть признана той максимальной, в пределах которой наиболее возможно предотвратить отставание батальона второго эшелона в бою.
Во избежание потерь от артиллерийского огня и от воздействия авиации противника, батальон второго эшелона стрелкового полка обычно должен двигаться в расчлененном строю. Развертывание в боевой порядок возможно только с получением боевой задачи, т. е. при вводе второго эшелона в бой; при этом занимаемая батальоном площадь по глубине составит также до 400 м (БУП-2-42, § 261).
Следовательно, полк второго эшелона дивизии (или батальона третьего эшелона полка), если он находится в 800 м от подразделений первого эшелона, будет передвигаться на удалении не менее 2 км от противника, что предохранит его от действительного огня средних (81-мм) минометов и вместе с тем в наибольшей степени предотвратит опасность его отставания. Передвигаться же на предусмотренной в проекте Наставления по прорыву позиционной обороны (1944 г.) дистанции 1 500 м за первым эшелоном второму эшелону, очевидно, будет целесообразно лишь в том случае, если боевой порядок двигающегося впереди полка построен в один эшелон.
При трехэшелонном построении боевого порядка стрелковых полков второй эшелон в дивизии создавать нецелесообразно.
То или иное удаление последующих эшелонов зависит еще и от условий местности: всякого рода укрытия от огня и наблюдения противника позволят передвигать вторые и третьи эшелоны на сближенных дистанциях. Вместе с тем, удаление последующих эшелонов, очевидно, не может быть поставлено в зависимость от фактической растяжки в глубину боевого порядка первого эшелона, которая, как показывает боевой опыт, иногда на много превышает нормы, определенные уставами. В противном случае последующие эшелоны в бою могут отставать, тем самым сообщая боевому порядку в целом все те отрицательные стороны эшелонирования в глубину (в полном их объеме), о которых упоминается в БУП-2-42.
Поэтому растяжку эшелонов боевого порядка стрелкового полка и дивизии может быть целесообразнее определять нормами их удаления не от тыльных подразделений впереди идущего эшелона, а от передовых подразделений первого эшелона. При таком способе определения выгодная дистанция для батальона второго эшелона полка может колебаться от 500 м (в 100 м за боевым порядком батальона первого эшелона) до 1 км (дистанция действительного огня станковых пулеметов противника, считая, что они могут находиться даже где-то на линии передовых подразделений первого эшелона); для стрелкового полка второго эшелона дивизии или батальона третьего эшелона стрелкового полка соответственно – 2-2,5 км (дистанция действительного огня средних минометов). Такой способ тем более удобен, что при нем нет необходимости принимать во внимание и определенную уставами растяжку в глубину боевого порядка впереди идущих эшелонов.
Выработанные боевым опытом нормы растяжки эшелонов стрелковых полков и дивизий позволяют в наибольшей степени избежать и третьего из указанных выше недостатков многоэшелонного боевого порядка – невозможности обрушиться на противника силой всех имеющихся огневых средств.
В частности, во всех случаях полковая артиллерия, 82-мм и 120-мм минометы вторых и третьих эшелонов привлекаются к подготовке и поддержке атаки первых эшелонов. Кроме того:
— батальон второго эшелона стрелкового полка при его удалении от противника на расстояние около 1 км может поддержать батальон первого эшелона действительным огнем станковых пулеметов, во всяком случае – огнем по противнику на флангах первого эшелона;
— полк второго эшелона стрелковой дивизии (или батальон третьего эшелона стрелкового полка), двигающийся на удалении около 2 км от противника, может поддержать стрелковый полк первого эшелона огнем 82-мм минометов.
Постановка задач. По довоенным уставам вторые эшелоны при организации наступления получают боевую задачу одновременно с первым эшелоном. Отечественная война внесла коррективы в эти положения. Изучение боевого опыта приводит к следующему выводу по этому вопросу: если конкретные боевые задачи вторых и третьих эшелонов могут быть заранее определены по объектами обороны противника, то эти задачи ставятся еще при организации боя; чаще всего это возможно в масштабе полка. В противном случае вторым и третьим эшелонам указывается лишь общая цель и направление наступления, а конкретная боевая задача ставится в ходе боя. Такой вывод сделан на научной конференции академии, по опыту боев 1943 г. Однако в изученных материалах позднейшего боевого опыта не встречается случаев постановки боевой задачи вторым эшелонам при организации наступления. Следовательно, вторые эшелоны обычно получают направление для наступления и иногда еще ориентирующие указания о подготовке к выполнению той или иной задачи; боевую же задачу они получают только в ходе боя, в зависимости от его развития и по мере выяснения обстановки.
По тем же довоенным уставам вторые эшелон, получив боевую задачу, должны развивать успех и поддерживать первые эшелоны, не ожидая дополнительных указаний или приказов и двигаясь совершенно самостоятельно, заблаговременно связываясь с поддерживающими их дивизионами и батареями поддержки пехоты, которые до вступления второго эшелона в бой поддерживали первый эшелон. Ответственность за ввод в бой вторых эшелонов возлагалась на их начальников, а командир обязан был следить лишь за своевременным продвижением второго эшелона.
Отечественная война существенно изменила и эту область управления. Как правило, командиры полков и дивизий сами вводят в бой, а иногда и регулируют движение вторых эшелонов. Подобный метод объясняется, прежде всего, необходимостью жесткой централизации управления в таком сложном виде боя, как прорыв позиционной обороны, и связан с практикующимися отказом от системы одновременного определения боевой задачи всем эшелонам и с организацией взаимодействия второго эшелона с переключаемыми на его поддержку средствами резерва и первого эшелона. В наибольшей мере это относится ко вторым эшелонам дивизий. Ввод в бой вторых эшелонов в полку может происходить и по инициативе их командиров.
Из этого, однако, отнюдь не следует, что командир второго эшелона освобождается от обязанности своевременно ввести в бой свое подразделение или часть и не несет за это ответственности. Помимо поддержания постоянной готовности к выполнению предстоящей боевой задачи (тем более – если она известна), второй (третий) эшелон, действуя в духе требований наших уставов, и в пределах своих возможностей, обязан самостоятельно уничтожать частью сил оживающие или неподавленные огневые точки и очаги сопротивления врага, оставшиеся в тылу первого эшелона. Выполнение этой попутной задачи, особенно в том случае, если для целей «расчистки» не назначены резервы полков или специальные группы, должно по возможности не отвлекать второй эшелон от его основного предназначения. Обязанностью вторых эшелонов является также подавление огневых точек противника, фланкирующих боевой порядок полка и дивизии, и отражение вражеских контратак.
Кроме того, командир второго эшелона должен быть достаточно инициативным, чтобы самостоятельно развить успех, атакуя из-за фланга первого эшелона, если противник в глубине обороны продолжает оказывать упорное сопротивление и задерживает наступление первого эшелона, или если успех последнего можно превратить в поражение противника немедленной атакой второго эшелона хотя бы и не на том участке, где предполагалось его использование.
Отечественная война изобилует случаями проявления такой инициативы.
При организации наступления командиры полка и дивизии должны в своих дополнительных указаниях по взаимодействию, наряду с вероятными задачами вторых (третьих) эшелонов, предусмотреть и наиболее вероятные варианты самостоятельного ввода в бой своих подразделений командирами вторых эшелонов.
В управлении третьими эшелонами стрелковых полков возникает некоторая особенность в связи с тем, что эти эшелоны, как правило, составляют общий резерв командира дивизии. Они располагаются и передвигаются в составе боевых порядков своих стрелковых полков, но, находясь в резерве старшего начальника, вводятся в бой только его распоряжением.
Организация взаимодействия. Боевой опыт подчеркивает огромное значение быстрейшей организации взаимодействия при вводе в бой вторых (третьих) эшелонов. Ввод их в бой проводится методами ускоренной подготовки, которая должна, с одной стороны, не допускать никакого замедления в развитии боя, а с другой — обеспечивать непрерывность и полноту взаимодействия всех частей боевого порядка и родов войск.
Еще при подготовке наступления командиры стрелковых полков и дивизий в отношении вторых (третьих) эшелонов обязаны предусмотреть:
— меры поддержки их наступления огневыми средствами подразделений первых эшелонов, а также иногда (особенно в стрелковом полку) и перераспределение сил и средств, приданных первым эшелонам при вводе в бой последующих эшелонов;
— порядок артиллерийского обеспечения, причем наиболее целесообразным будет: а) создание ПАГ в стрелковом полку второго эшелона дивизии; б) распределение дивизионов (батарей) ПАГ для поддержки батальонов первого и последующих эшелонов стрелкового полка; в) определение задач по подготовке и поддержке атаки полка второго эшелона дивизионными артиллерийскими группами; г) привлечение всех этих средств до ввода в бой второго эшелона на поддержку наступления первых эшелонов;
— меры танковой поддержки; при наличии танкового резерва (в стрелковой дивизии) организация такой поддержки несложна; в иной обстановке – наиболее целесообразным способом переключения танков на поддержку второго (третьего) эшелона является организация их взаимодействия в заранее назначенных промежуточных районах сбора танков;
— меры инженерного обеспечения расположения в исходном положении и во время продвижения;
— если требуется – рубежи и способы маскировки дымом ввода в бой второго и последующих эшелонов.
Только при тщательном проведении всех этих мер, поддержании непрерывной связи командиров подразделений усиления со вторыми (третьими) эшелонами, а последних – с первыми эшелона – ввод в бой вторых (третьих) эшелонов возможен без замедления.
* * *
Непрерывное развитие удара на всю глубину главной полосы обороны – один из решающих приемов в тактике прорыва позиционной обороны. Искусное вождение вторых и третьих эшелонов боевого порядка стрелкового полка и стрелковой дивизии – непременное условие успеха этого приема.
Информационный бюллетень академии № 3 (август). М.: ВАФ, 1945. С. 1-7.
С уважением, Пауль.