|
От
|
Alex Medvedev
|
|
К
|
Alex Medvedev
|
|
Дата
|
11.06.2015 11:09:02
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
Ну вот интересный текст про американце и иже с ними
Генерал Чарлз «Чак» Игер, первым в мире преодолевший звуковой барьер, в своей автобиографии писал: «Я налетал на Р-39 примерно 500 часов и считаю его лучшим из всех самолетов, на которых я летал».
Это утверждение отражает всего лишь мнение самого Игера, его нельзя считать историческим фактом, однако боевые успехи множества летчиков-истребителей, летавших во вторую мировую войну на Р-39, к субъективным оценкам отнести сложно. Истребитель фирмы Белл не имел ярко выраженных преимуществ перед «одноклассниками», особенно на высотах свыше 12 000 футов.
Многие известные асы ВВС США периода второй мировой войны начинали свою боевую карьеру на истребителях Белл Р-39 «Аэрокобра». В их числе Джон Мейер, сбивший над Европой 24 самолета противника и ас Тихого океана Том Линч (20 сбитых). Первые боевые вылеты Мейер и Линч выполнили на «Аэрокобрах». С другой стороны, крайне мало подтвержденных побед одержана американскими летчиками на Р-39 как на Европейском, так и на Тихоокеанском театрах военных действий. Недоверие генералитета USAF к самолету Р-39 привело к тому, что истребители данного типа применялись для выполнения второстепенных задач - прикрытия с воздуха морских конвоев и сопровождения транспортных самолетов.
Первый серьезный удар по престижу истребителя Р-39 нанес отказ от машин Королевских ВВС Великобритании. Летчики лишь одного подразделения RAF, 601-й эскадрильи, совершали боевые вылеты на «Кобрах», причем отзывы пилотов о своей материальной части были крайне негативными. Большинство истребителей из предназначенной RAF передали ВВС Австралии. В австралийских ВВС самолеты получили обозначение Р-400, они применялись в боевых действиях. В первых воздушных боях середины 1942 г. на Тихом океане летчикам Р-39 сопутствовали и успехи, и неудачи. Потери в самолетах оказались внушительными, однако «Кобры» внесли свою лепту в сдерживании воздушного наступления японской авиации на Новую Гвинею и Гуадалканал. В конце 1942 г. инициатива в воздушной войне над Тихим океаном полностью перешла к авиации союзников. Истребитель Р-39 по-прежнему подвергался критике со стороны летного состава, что заставило командование USAF ускорить процесс замены «Аэрокобр» самолетами других типов.
В условиях неприятия «Кобр» американскими и английскими ВВС оставалось только отправлять Р-39 в Советский Союз в рамках программы «ленд-лиза». Схватки в воздухе начального периода войны наглядно проявили ущербность советских истребителей по сравнению с немецким Bf. 109. Русские отобрали несколько типов истребителей для закупок по ленд-лизу. На фоне истребителей Хаукер «Харрикейн» и Кертисс Р-40, предпочтением явно пользовался самолет Р-39.
У земли «Аэрокобра» демонстрировала выдающиеся характеристики, представляя проблему для пилотов люфтваффе и сея ужас среди наземных частей и подразделений. Концепция использования авиации в советских вооруженных силах предусматривала лишь решение тактических, а не стратегических, задач. Бомбардировщики, штурмовики и даже истребители применялись в роли «Воздушной артиллерии». Тем не менее, множество советских пилотов, летая на Р-39, сумело стать асами. По неподтвержденным данным, не менее 30 советских летчиков сбили больше 20 самолетов противника.
Таким образом, боевая карьера истребителя Р-39 складывалась весьма противоречиво. Большинство американских пилотов самолет не приняли. Русские же наоборот очень высоко ставили истребитель фирмы Белл. Очень немного воздушных побед удалось одержать на Р-39 над Средиземным морем и над Тихом океаном. В общей сложности американцами было сбито на Кобрах» более 300 самолетов противника, советскими летчиками - гораздо больше!
Истребители Р-39 в южной части Тихого океана
В первые месяцы войны на Тихом океане, когда умудренная опытом воздушных боев в Китае японская авиация, стала появляться над берегами Австралии, истребители Р-39 из 8-й истребительной группы ВВС США погрузили на транспорты в порту западного побережья Штатов. Конечным пунктом маршрута группы являлась восточная часть Новой Гвинеи. В первую неделю марта 1942 г. самолеты прибыли в Австралию, где их быстро собрали и доставили в Брисбен, шт. Куинсленд. В следующем месяце «Аэрокобры» из 35-й и 36-й эскадрилий были переброшены на север, в Порт-Морсби. Несколько летчиков разбилось в авиакатастрофах раньше, чем группа достигла Новой Гвинеи.
Не взирая на потери, группа, благодаря помощи летавших на австралийских «Киттихоках» ветеранов, к концу апреля достигла состояния боеготовности. В последний день апреля на боевое задание ушло 13 истребителей Р-39, самолетам предстояло нанести удар по аэродромам Лай и Саламауа, расположенным на северном побережье Новой Гвинеи.
Появление американских самолетов застало японцев врасплох. В первом заходе «Аэрокобры» беспрепятственно нанесли удар по топливохранилищу, радиостанции, складам и трем гидросамолетам, стоявшим на якорях в бухте. На отражение налета с аэродрома Лай взлетели японские «Зеро». Результат завязавшегося воздушного боя получился ничейным: четыре - четыре, но трое американских летчика в конечном итоге вернулись в Порт-Морсби.
Три их четырех сбитых «Зеро» занесли на счет подполковника Бойда Д. «Базза» Вагнера - первого американского «тихоокеанского» аса. Летая на Р-40Е в составе 17-й эскадрильи Вагнер сбил в декабре 1941 г. над Филиппинами пять японских самолетов. Весной 1942 г. Вагнер занимал пост начальника штаба V истребительного командования, он внес большой вклад в организацию эффективных истребительных сил ВВС США на Новой Гвинее. Под командованием Вагнера находились и две эскадрильи (35-я и 36-я), вооруженные истребителями Р-39/Р-400. Начальник штаба являлся поклонником истребителя фирмы Белл.
Вагнер решил использовать шанс возглавить группу «Кобр» в боевом вылете 30 апреля 1942 г., чтобы увеличить свой боевой счет. Истребители Р-39D углубились на 180 миль в воздушное пространство территории, занятой противником. Командир группы писал в рапорте:
- Мы обошли Лай на 50 миль мористее, чтобы избежать преждевременного обнаружения японцами. Мы летели на высоте 100 футов. В 20 милях от Лай четыре истребителя набрали высоту для отражения возможной атаки патрулирующих над Лай японских «Зеро». Однако, истребителей противника в воздухе не оказалось. При штурмовке отмечался лишь беспорядочный пулеметный огонь. Мы нанесли удар, атакуя звеньями по три истребителя в строю правого пеленга, по линии из 13-15 бомбардировщиков.
- После атаки на нас сверху напало несколько «Зеро». Немедленно были сброшены дополнительные топливные баки, а рукоятки секторов газа двинуты вперед до предела. Мы уже почти оторвались от преследователей, когда замыкающие четыре Р-39 развернулись на противника с намерением вступить в поединок. В это время появились еще «Зеро», теперь в воздухе находилось 12-13 японских истребителей. Я принял решение развернуть всю группу на помощь нашей четверке. Примерно в 30 милях от побережья разгорелся жестокий бой между примерно равным числом наших и японских самолетов.
Как уже говорилось, в воздушном бою было сбито четыре «Зеро», потери «Аэрокобр» также сочли не очень высокими. Трое сбитых американцев пешком дошли до Порт-Морсби, четвертого взяли в плен. Три сбитых Вагнером «Зеро» увеличили его личный счет до восьми побед, в результате Вагнер стал самым результативном летчиком-истребителем ВВС США на Тихом океане. Четвертый сбитый «Зеро» занесли на счет командира 35-й эскадрильи майора Джорджа Грина.
Май 1942 г. стал переломным для операций на Новой Гвинее и северном побережье Австралии. Обороняя Порт-Морсби от налетов японцев, летчики двух эскадрилий «Кобр» сбили 20 самолетов противника, потеряв 12 человек.
Некоторые летчики, позже ставшие асами, первые боевые вылеты совершили на Р-39. Одним из них являлся Дон Макги, одержавший первую в 36-й эскадрилье победу в воздушном бою. Это произошло 1 мая 1942 г. над Порт-Морсби. Макги сбил Зеро. Днем позже Макги вновь дрался над Лай и Саламауа. Летчик атаковал в пикировании самолет противника. На P-39D (заводской номер 41-6941) Макги стоял новый прицел, который пилот освоить в полной мере не успел, поэтому в первой атаке американец промахнулся. Летчик «Зеро» то ли не заметил атакующего американского истребителя, то ли просто не придал значения сидящей на хвосте «Кобре». Макги смог подойти на короткую дистанцию, с которой точно поразил цель. Дымящий «Зеро» упал в джунгли севернее японского аэродрома примерно в миле от взлетно-посадочной полосы.
Вместе с «Фиббером» Макги в воздухе находилось еще четыре истребителя Р-39, однако их пилоты не предупредили Макги о появлении других «Зеро». «Кобра» Макги получила серьезные повреждения, летчик повел подбитую машину домой. По радио он сообщил об очень серьезных повреждениях. Макги дотянул до своего аэродрома. Самолет оказался поврежденным настолько серьезно, что его пришлось разобрать на запасные части. Из P-39D № 416941 и еще одной поврежденной «Кобры» удалось собрать полноценную боевую машину.
Через четыре дня Макги вероятно сбил еще один «Зеро». 29 мая он уничтожил два очередных истребителя фирмы Мицубиси юго-восточнее Порт-Морсби. Макги грамотно воспользовался превосходством в высоте, атаковав большую группу японских самолетов. В том же бою «Зеро» сбил и будущий ас (пять побед) лейтенант Клифтон Троукселл из 35-й эскадрильи. Тремя днями ранее Троукселл одержал свою первую победу. Ас погиб в воздушном бою 27 мая.
В числе других будущих асов из 8-й истребительной группы, открывших свой боевой счет в те дни - пилот 36-й эскадрильи Гровер Голсон и летчик 80-й эскадрильи Дэнни Роберте. Свои последние победы Голсон и Роберте одержали в составе 475-й истребительной группы, летая на «Лайтнингах».
Голсон сбил «Зеро» 14 мая над Порт-Морсби, его карьера едва не прервалась через 15 дней. Звено, в котором летал Голсон, перехватило большую группу «Зеро». Вслед за командиром Голсон атаковал самолет противника и добился попаданий в плоскости крыла «Зеро».
Используя преимущества в маневренности своего истребителя, японский летчик перевел «Зеро» в крутой вираж с набором высоты. Голсон преследовал противника, пока «Кобра» не сорвалась в штопор. Американский истребитель свалился прямо в центр разгоревшейся ниже «собачьей схватки». В хвост «Кобре» пристраивалось сразу несколько «Зеро», в то время как все внимание Голсона поглотил процесс вывода самолета из штопора. Самолет был окутан трассами пуль и снарядов «Зеро». Голсону с трудом удалось восстановить управление «Коброй».
Слишком поздно. У раненого летчика оставался единственный шанс спасти свою жизнь - выпрыгнуть с парашютом из поврежденной машины. Голсон приземлился на плантации местного племени. Крестьяне две недели укрывали американского летчика от японцев. Голсон счастливо избежал плена.
Свою первую победу одержал также на «Аэрокобре» в мае 1942 г. один из лучших тихоокеанских асов ВВС США. Лейтенант Том Линч в числе других летчиков из 39-й эскадрильи был направлен на стажировку в 8-ю истребительную авиагруппы, чтобы набраться боевого опыта перед прибытием в Порт-Морсби все 35-й группы. Летая в составе 35-й эскадрильи на Р-400, Линч утром 20 мая сбил два «Зеро». Сначала ему засчитали эти победы как вероятные, однако патруль австралийской армии в местах падения, указанных Линчем, действительно нашел обломки двух японских истребителей.
Через шесть дней Линч вместе с другими летчиками 35-й эскадрильи сопровождал пять транспортных самолетов в перелете на Bay. На маршруте американские самолеты перехватили 16 «Зеро». Японцы атаковали, используя преимущество в высоте. Линч со товарищи немедленно развернулся навстречу противнику. По одному японскому истребителю сбили Линч и лейтенант Джин Уэл. Американцы без потерь достигли Bay.
Официально личный состав 39-й эскадрильи начал принимать участие в боевых действиях с июня. Подавляющее большинство пилотов отличались исключительной энергичностью и, так сказать, невинностью младенцев в отношении опасности, которая может исходить от японских истребителей. Одним из первых пилотов, на собственной шкуре испытавших силу ударов «Зеро», стал Джин Уэл. 9 июня ему пришлось выполнить вынужденную посадку южнее Риго. Узлу пришлось пешком шесть дней пробираться по джунглям до своего аэродрома.
За гибель Узла (его товарищи не знали о благополучной вынужденной посадке командира эскадрильи) в том же воздушном бою 9 июня отомстил будущий ас 39-й эскадрильи лейтенант Каррэн «Джэк» Джонс, сбив на Р-40 японский «Зеро». Звено Джонса прикрывало эскадрилью бомбардировщиков В-26. «Кобры» и бомбардировщики подверглись атаке японских истребителей на обратном маршруте от цели - аэродрома в Лай. Джонс удачно снял «Зеро», пристроившийся к замыкающему звену бомбардировщиков. Послевоенные исследования позволили с высокой степенью вероятности установить имя жертвы американского летчика -Сатоши Юшино, ас с 15 победами.
Несмотря на отдельные успехи, летчикам Р-39 пришлось тяжко в противостоянии с опытными пилотами «Зеро». К примеру, 16 июня на перехват японских самолетов, наносивших удар по аэродромам в окрестностях Порт-Морсби, получили приказ взлететь 18 «Аэрокобр» из 39-й эскадрильи. Два Р-39 по причине неисправностей материальной части были вынуждены приземлиться сразу после взлета. Остальные 16 истребителей подверглись атаке «Зеро», не успев набрать высоты. В результате одна «Кобра» была сбита, несколько - получили повреждения.
В том бою принимал участие и Том Линч. Линч сумел таки набрать высоту над Риго. Его одинокую «Кобру» едва не перехватила пара «Зеро». Линч удачно ушел в сторону, как оказалось лишь затем, чтобы стать предметом внимания уже четырех японских истребителей. Избежать попаданий выпущенных японскими истребителями снарядов и пуль Линчу не удалось. Линч пытался выйти из боя пикированием. Маневр почти удался, когда на высоте 800 футов заклинило двигатель «Кобры». Линч выпрыгнул с парашютом над заливом Порт-Морсби. Летчику повезло - его спасли и в короткий срок доставили в расположение эскадрильи.
Коллеги забросали Линча после его вынужденного купания вопросами о надежности спасательного жилета. Линч в сердцах сказал, что предпочел бы неработающий жилет надувшемуся, поскольку в надутом жилете крайне неудобно удирать от акул, которыми кишели воды залива! Линча выловил из воды туземец на пироге. При прыжке из кабины «Кобры» летчик серьезно повредил правую руку, из-за чего вернулся к боевой работе только через несколько недель.
К концу июля, когда 39-ю эскадрилью вывели из боев на отдых, немногие летчики подразделения горели первоначальным энтузиазмом. Энтузиазм улетучился после столкновения с реалиями войны на Новой Гвинее - частые поломки истребителей Р-39, малярия подкосили боевой дух юных пилотов «Аэрокобр».
Во второй половине июля 39-ю эскадрилью сменили на Новой Гвинее другие вооруженные истребителями Р-39 подразделения. Одной из последних удач стала штурмовка группой «Кобр», ведомой лейтенантом Фрэнком Ройялом японской взлетно-посадочной площадки в Гоа. Лейтенант Ральф Мартин обнаружил только что взлетевший японский разведывательный гидросамолет. Американец спикировал на неуклюжий гидроплан, но в первом заходе отказало оружие. Вражеский разведчик Мартин сбил со второго захода. Победу летчика подтвердили наземные войска, это была последняя победа, занесенная на счет 39-й эскадрильи ВВС США в годы второй мировой войны. Через два дня 39-ю эскадрилью сменила 80-я эскадрилья. Несколько «Аэрокобр» 39-й эскадрильи было оставлено сменщикам.
В числе летчиков прибывшей в Порт-Морсби 80-й эскадрильи находился будущий ас (14 побед) лейтенант Дэнни Роберте. Роберте принял участие в одном из немногих воздушных боев, проведенных летчиками эскадрильи на «Аэрокобрах».
Утром 26 августа звено Р-400 патрулировало над заливом Буна. Американцы заметили взлетевшие с расположенного неподалеку аэродрома «Зеро» из 2-го кокутая. Роберте мгновенно спикировал на набиравшие высоту японские истребители, тяжело повредив один из них в первой атаке. Коллеги поддержали командира, сбив еще два «Зеро». Тем временем Роберте с ведомым атаковали уцелевших японцев. Будущий ас одержал две победы. В том бою американцы сбили шесть «Зеро» и три повредили. Японцы подтвердили потерю 2-м кокутаем трех истребителей, четвертый разбился при посадке.
Первую в ВВС США оценку использования истребителей Р-39 в воздушных боях дал подполковник Бойд «Базз» Вагнер уже через несколько дней после первого контакта с японскими истребителями «Зеро». Некоторые комментарии аса представлялись по меньшей мере сюрпризом в свете появившихся позже многочисленных негативных оценок самолета, сделанных летчиками, воевавшими на истребителе фирмы Белл.
- «Зеро» по своим характеристикам превосходит Р-39, особенности в отношении маневренности и скороподъемности. В то же время Р-39 без подвесных баков способен легко оторваться от «Зеро». Зеро способен удерживаться за Р-39 до приборной скорости 290 миль/ч. На скорости 325 миль/ч по прибору у самой воды Р-39 медленно уходит от «Зеро».
- Разгонные характеристики «Зеро» лучше, чем у Р-39. Переход от крейсерской скорости до максимальной у «Зеро» занимает несколько секунд, Р-39 разгоняется гораздо медленнее. В результате «Зеро» способен броском «достать» Р-39, но затем последний будет медленно отрываться на полном газу и высоких оборотах двигателя.
- Считается, что Р-39 является хорошим «антибомбардировочным» истребителем на высотах до 18 000 футов. Выше - характеристики самолета падают, особенно - скороподъемность. 37-мм пушка является чрезвычайно эффективным оружием. Однако требуется устранить ряд ее недостатков. В воздухе часто происходят задержки при стрельбе, вызывает трудности перезарядка пушки. Разрушающее действие пушки по самолетам противника огромно.
- Можно считать, что по своим характеристикам истребитель Р-39 превосходит истребитель Р-40 абсолютно во всех отношениях примерно на 10%, лишь с точки зрения маневренности Р-40 несколько лучше, чем Р-39.
Вагнер отметил восемь недостатков «Аэрокобры», вероятно эти недостатки и послужили причиной отзыва самолетов данного типа с Тихого океана. В числе отмеченных Вагнером недостатков: отсутствие бронезащиты двигателя жидкостного охлаждения, выбивание масла из механизма изменения шага лопастей воздушного винта, выбитое масло забрызгивает лобовое стекло фонаря кабины, частые отказы вооружения, не достаточно прочная конструкция шасси, устаревшее радиооборудование, небольшая дальность полета, неудовлетворительные летные характеристики выше 18 000 футов.
Оптимизм Вагнера в отношении истребителя Р-39 не разделял другой ас 5-й воздушной армии - Чарлз Кинг из 39-й эскадрильи. Летчик провел на «Кобре» воздушный бой 4 июля. Тогда было сбито три «Кобры» из 39-й эскадрильи (все летчики в конечном итоге вернулись на аэродром), потери противной стороны составили один сбитый «Зеро» и четыре поврежденных. Кинг обнаружил звено японцев ниже себя. Полупереворотом Кинг зашел в хвост одному «Зеро» и выпустил добрую очередь. Других побед в воздушных боях на Р-39 Кинг не одержал.
Много лет спустя Чарльз Кинг печатно попробовал внести ясность в отношении критики истребителя Р-39:
- Истребитель Р-39 (равно как и Р-40) - не тот самолет, на котором можно было на равных драться с японскими истребителями в начальный период войны на Тихом океане. Вместе с тем не следует забывать, что наши летчики в то время очень сильно уступали японцам в отношение боевого опыта. Самолеты, и наши, и японские имели как преимущества, так и недостатки. Фактически соотношение потерь в воздушных боях было один к одному. Поскольку наши истребители не обладали явным преимуществом перед истребителями противника, многие из нас, включая меня самого, плохо относились к Р-39. Мы все хотели воевать на истребителе, способном продлить наши жизни.
- По иронии судьбы Р-39 изначально проектировался под мотор с турбонагнетателем, такой самолет превосходил бы «Зеро» во всех отношениях, особенно на больших высотах. Мы же на высоте проигрывали японцам.
- Управляемость Р-39 также не единожды подвергалась критике. Однако я хочу сказать, что самолет не имел тенденции к потере управляемости, как это часто утверждают. Для «Кобры» был характерен перевернутый плоский штопор. Если убрать газ, то самолет опускал нос, переходя в нормальный штопор, из которого его без особого труда можно было вывести. Потеря высоты в плоском штопоре - минимальна. Опасность крылась в потере летчиком пространственной ориентации, кроме того, пилоты часто ошибочно начинали считать самолет неуправляемым. Самолет в плоском штопоре медленно опускал и поднимал нос относительно линии горизонта. Эти колебания некоторые летчики ошибочно интерпретировали как потерю управляемости.
- Будучи юным офицером, я летал на «Аэрокобре» год, прежде чем мою эскадрилью, одну из первых имевших на вооружении Р-39/Р-400, направили на театр военных действий. За два месяца я выполнил 25 боевых вылетов и часто дрался с истребителями противника. За этот период на счет 39-й эскадрильи занесли девять сбитых японских самолетов. Девять наших самолетов также было потеряно, но все летчики остались в живых. Другие вооруженные истребителями Р-39 эскадрильи понесли более тяжелые потери, но их летчики и сбили больше самолетов противника. На мой взгляд, результаты боевой работы эскадрилий, воевавших на истребителях Р-40, были немногим лучше. Хорошим примером, в этом отношении является деятельность авиагруппы в Китае и 49-й авиагруппы в Дарвине.
Японский взгляд на Р-39 вполне можно считать высокомерным. В переведенных японских документах отмечается, что большинство американских истребителей, встречавшихся в небе Китая и Тихого океана, во всех отношениях уступают «Зеро». Летчики, дравшиеся с Р-39 над Новой Гвинеей, отзывались об этом американском истребителе аналогичным образом. Странным образом, оценки японцами истребителя Р-40 были еще более негативными, хотя Р-40 мог уйти от «Зеро» на пикировании, а ветераны «Вархоков» считали нормальным результатом когда на один сбитый Р-40 приходилось пять сбитых японских самолетов.
Главными недостатками Р-39, по японским источникам, являлась плохая маневренность, относительно слабая прочность конструкции и низкая начальная скорость пикирования. В большинстве случаев, скорость «Зеро» и Р-39 на уровне моря была примерно равной, но вооружение «Аэрокобры» обладало исключительно высоким летальным эффектом в случае одновременного залпа.
Последние победы истребителей Р-39 ВВС США в 1942 г
Последних успехов в 1942 г. летавшие на Р-39 асы 8-й истребительной группы добились в боях с японской авиацией при обороне залива Милна. 7 декабря, в годовщину налета на Перл-Харбор, 15 «Аэрокобр» из 35-й и 36-й эскадрилий перехватили семерку пикирующих бомбардировщиков «Вэл», летевших в сопровождении двух «Зеро». В составе группы американских истребителей находился самолет Р-39D-1 с серийным номером 41-38359, который пилотировал лейтенант Джордж «Уитись» Уилч. Уилч сбил над Перл-Харбором четыре японских самолета. Тогда лейтенант служил в 47-й эскадрилье и летал на Р-40В. Ровно через год летчик получил шанс стать асом.
Уилч, используя преимущество в высоте, зашел в хвост одному из японских истребителей. «Зеро» попытался уйти в направлении Кокоды, но Уилч был точен - «Зеро» запылал. Так в 36-й эскадрилье появился первый ас. Через несколько минут Уилч пятисекундной очередью разнес на куски «Вэл». Затем летчик обнаружил еще один пикирующий бомбардировщик, летевший над самой водой. Этот самолет также стал добычей пилота «Аэрокобры» - «Вэл» рухнул в воды залива Милна. В том воздушном бою свой личный счет открыл будущий ас Джо Маккион. Впоследствии Маккион служил в 475-й истребительной группе, а войну закончил в Европе в составе 20-й истребительной группы.
В декабре 1942 г. отличился еще один будущий ас. также переведенный затем из 36-й эскадрильи в 475-ю группу. Утром 28 декабря лейтенант Вирт Джетт патрулировал над островом Гудинаф на P-39D-1 с серийным номером 41-38396. Джетт обнаружил в воздухе японский разведчик и сбил его. За этот бой летчик был удостоен Серебряной звезды. Менее чем через год Джетт стал командиром 431-й эскадрильи 475-й истребительной группы.
Воздушные бои над заливом Милна, длившиеся с октября 1942 г. до конца года лишний раз доказали, что «Аэрокобра» является нормальным и даже желанным истребителем. В то же время, отзывы о самолете отдельных летчиков были просто оскорбительными. Так один летчик, после своей первой схватки с «Зеро» сказал, что обычный грузовик будет лучшим перехватчиком, чем «Аэрокобра» за счет лучшей маневренности, скороподъемности и более высокой скорости!
До конца 1942 г. летчики истребителей Р-39 5-й воздушной армии сбили около 80 японских самолетов, потеряв примерно такое же количество «Аэрокобр»; 25 американских пилотов Р-39 погибли или пропали без вести. По любым стандартам самолеты Р-39/ Р-400 неплохо проявили себя в начальный период войны в боях с опытным противником, доминировавшим в небе Тихого океана.
Успехи 13-й воздушной армии
В то время как «Аэрокобры» 8-й и 35-й истребительных групп сражались с японской авиацией над восточной частью Новой Гвинеи, состоявшие на вооружении подразделений 13-й воздушной армии истребители Р-39 дрались с противником в южной части тихого океана над Новой Каледонией и островами Рождества. Первыми здесь приняли бой пять самолетов Р-400 из 67-й эскадрильи, которые прибыли на расположенный на Гуадалканале аэродром Гендерсон-Филд 22 августа.
Первую победу в воздушном бою одержали на пару капитан Дэл Брэннон и лейтенант Делтис Финчер всего через 48 часов после прибытия на Гуадалканал. Звено Брэннона перехватило пикирующие бомбардировщики «Вэл», державшие курс на Гендерсон. В завязавшемся воздушном бою американцы завалили один «Зеро» эскорта. Очередной воздушный бой Брэннон провел 30 августа. Капитан пытался сорвать атаку японских истребителей на группу «Кобр». Он сбил два «Зеро», однако помешать японцам не сумел - все четыре «Аэрокобры» также были сбиты, все летчики погибли.
Американцы быстрыми темпами наращивали ПВО высадившихся на Гуадалканал войск. Японцы понесли чувствительные потери от действий истребителей ВМС и корпуса морской пехоты США. Однако победный счет летчиков, воевавших на истребителях Р-400, рос медленно. Вплоть до 9 октября, когда капитаны Джон У. Митчелл и Уильям Шо сбили два гидросамолета, точные данные о победах на «Кобрах» в воздушных боях отсутствуют.
К сбитому 9 октября гидросамолету, Митчелл добавил через две недели «Зеро», 7 ноября летчик сбил гидросамолет «Руфь». Позже Митчелл стал асом, летая на «Лайтнинге». Он принял участие в историческом перехвате транспортного самолета с командующим японским флотом адмиралом Исороку Ямамото.
Не взирая на спорадические успехи, постоянные проблемы ограничивали использование «Аэрокобр». Камнем преткновения стали ограниченные летные характеристики истребителя на больших высотах. Время от время летчики взлетали на перехват, однако эффект от таких полетов проявлялся лишь в наблюдении самолетов противника на высоте более 20 000 футов. Для высотных полетов не годилась ни установленная на самолете кислородная система, ни двигатель Аллисон.
Оставив полеты на большой высоте истребителям других типов, «Аэрокобры» добились успеха 3 декабря при налете американской авиации на крупный японский морской конвой, доставлявший подкрепления на Гуадалканал. Пикирующие бомбардировщики SBD и торпедоносцы TBF отправили на дно по меньшей мере один эсминец противника, в то время как истребители сбили десять наблюдательных гидросамолетов F1M «Пит». Четыре «Пита» записали на свой счет летчики «Аэрокобр» из 67-й эскадрильи. Среди добившихся успеха пилотов был и лейтенант Зид Фоунтейн. Одно время ему приписывали 5,5 подтвержденных побед в том бою. Но в действительности он сбил лишь один самолет.
В день рождества Христова свой боевой счет открыл будущий ас (пять побед) лейтенант Пол Бичтел из 12-й эскадрильи. Бичтел сбил два японских самолета. Его считают одним из самых необычных с точки зрения прохождения службы асов кампании на Соломоновых островах. Два «Зеро» Пол Бичтел сбил на Р-39К-1, еще два - на P-38G, а свою пятую победу он одержал на F4U-1 в составе эскадрильи VMF-124!
Бичтел сбил пару «Зеро» на «Кобре» в ходе налета американских пикирующих бомбардировщиков на аэродром Мунда. В ночь на 23 декабря на эту базу прибыли 32 истребителя «Зеро». Пока ударные самолеты бомбили аэродром, истребители F4F «Уилдкэт», Р-39 и четыре «Лайтнинга» из только что прибывшей на театр военных действий 70-й эскадрильи фактически «выключили» 14 находившихся в воздухе «Зеро».
С высоты 16 000 футов Битчел атаковал взлетевшую с Мунды шестерку японских истребителей. За счет преимущества в высоте и скорости, американец легко зашел в хвост одному «Зеро», однако первые выпущенные Битчелом очереди прошли мимо. Японский летчик опрометчиво предоставил своему визави шанс поправить ошибку. Битчел этот шанс не упустил: «Зеро» загорелся и рухнул в море. С горящим японским истребителем едва не столкнулся ведомый Битчела.
В наушниках Битчела зазвучал голос ведомого, который предупреждал командира о повисшем на его хвосте «Зеро». Битчел оглянулся: «Действительно висит». Трассы уже сверкали вокруг «Кобры», когда Битчел заложил крутой правый вираж. Крутой настолько, что истребитель сорвался в штопор. Бит-чел здорово потерял высоту, прежде чем сумел вывести «Кобру» из смертельно опасной спирали. Через несколько минут американец заметил одиночный «Зеро». Битчел сбил самолет противника одной очередью. Эту победу подтвердили сухопутные войска.
Пол Битчел очень хорошо отзывался об «Аэрокобре»:
- У меня имелся некоторый опыт полетов на «Аэрокобрах» - первый раз я выполнил полет на YP-39 28 февраля 1931 г. на авиабазе Паттерсон-филд, шт. Огайо. Я служил в 39-й эскадрилье, первой в авиационном корпусе армии США получившей такие истребители. Я продолжал летать на «Кобрах» и после памятного боя в рождественский день 1942 г., тренируя новичков, прибывавших в 12-ю эскадрилью.
- Из всех самолетов на которых мне пришлось полетать «Кобра» понравилась больше всего. Понравилась за хорошую «летучесть», легкость управления на рулежке, прекрасный обзор из кабины, очень мощное вооружение. Мне нравилась возможно вести одновременный огонь из всех стволов нажатием одной кнопки
- 37-мм пушка не отличалась высокой надежностью, по крайне мере пушка самолета, на котором летал я. Мы жаждали возможности заменить стоявшие на наших самолетах 37-мм пушки пушками калибра 20 мм как можно быстрее. Пушки Испано калибра 20 мм являлись штатным вооружением истребителей Р-400 (вариант Р-39 для ВВС Великобритании). Они зарекомендовали себя как надежное оружие.
Пол Битчел вскоре принял командование 12-й эскадрильей, после официальной даты формирования 13-й воздушной армии - 13 января 1943 г.
Основной работой летчиков самолетов Р-39 являлись эскортирование бомбардировщиков, маловысотные перехваты и рутинные полеты на патрулирование воздушного пространства.
За этот период единственный летчик стал асом, одержавшим пять побед в воздушных боях исключительно на «Аэрокобре». Лейтенант Уильям Фидлер сбил свой первый «Зеро», сопровождая группу «Летающих Крепостей» в налете на остров Баллали 26 января 1943 г. В феврале японцы приступили к эвакуации восточной части архипелага Соломоновы острова. Сопровождая бомбардировщики в налете на очередной конвой, получивший у американцев прозвище «Токийский экспресс», 4 февраля Фидлер сбил второй «Зеро». «Токийские экспрессы» перевозили японские войска с Соломоновых островов.
Двадцать два японских транспортных судна в охранении эсминцев были обнаружены в узком проливе между островами - «Щели». Конвой атаковали 25 американских бомбардировщиков, действия которых прикрывали 28 истребителей. В воздушном бою пилоты истребителей сбили несколько «Зеро», охранявших конвой.
В этом боевом вылете восьмерку «Аэрокобр» из 70-й эскадрильи возглавлял капитан Джеймс Робинсон. Он удачно отстрелялся по японскому истребителю - «Зеро» взорвался в воздухе. Через несколько минут второй «Зеро» сбил Робинсон. Падение этого японского самолета наблюдал летчик «Уилдкэта». После того как третий «Зеро» стал жертвой Уильяма Фидлера, японцы оставили попытки помешать бомбардировщикам нанести удар по судам конвоя.
Вплоть до июня 1943 г. летчики «Аэрокобр» на свой боевой счет побед больше не записали. 12 июня в небе развернулось настоящее воздушное сражение с участием 50 «Зеро» и более девяти десятков американских истребителей - более 30 японских самолетов было сбито. Переведенный в апреле в 68-ю эскадрилью Филлер сбил третий «Зеро».
Через четыре дня крупные силы японской авиации были перехвачены между заливом Бьюфорта и мысом Эсперанс. Вновь противник понес в воздушном бою тяжелые потери. Два «Вэла» сбил Фидлер. Его звено вступило в бой последним, когда сопровождавшие пикирующие бомбардировщики японские истребители уже были рассеяны. Фидлер и его ведомые получили свободу действий против «Вэлов». Шесть пикирующих бомбардировщиков пали жертвами «Аэрокобр».
После того, как Фидлер сбил один «Вэл» на его «Кобре» отказало фюзеляжное вооружение - пушка и оба крупнокалиберных пулемета. Второй пикирующий бомбардировщик он сбил огнем крыльевых пулеметов калибра 7,62 мм.
На послеполетном разборе многие американские летчики отмечали неопытность пилотов самолетов противника и неадекватную тактику истребителей сопровождения. Летчики авиации ВМС и корпуса морской пехоты США сбили более 30 японских самолетов, а пилоты 13-й воздушной армии записали на свой счет более 40 побед в одном воздушном бою. Всего же в тот день противник потерял 90 истребителей и бомбардировщиков.
Одержав пять побед Билл Фидлер стал одним из самых результативных летчиков 13-й воздушной армии. К несчастью всего через две недели Фидлер погиб в нелепой катастрофе над Гуадалканалом. Фидлер находился в кабине готовой к взлету «Аэрокобры», когда его самолет протаранил «Лайтнинг». Оба самолета взорвались. Фрэнк Гаунт из 44-й эскадрильи бесстрашно бросился в огонь и вытащил обгоревшего Фидлера. Позже Гаунт добьется титула аса, летая на Р-40. Фидлер скончался в госпитале несколькими часами спустя.
Большинство летчиков «Аэрокобр» из эскадрилий, сражавшихся в южной части Тихого океана, с радостью поменяли своих «коней» на другие самолеты. Тем не менее, истребители фирмы Белл в воздушных боях над Соломонами конца 1942 - начала 1943 г.г. закрыли пустовавшую на тот момент нишу маловысотных перехватчиков и ударных самолетов.
Высказывания Чака Нигера в отношении квалификации пилотов, сражавшихся на «Аэрокобрах», вряд ли справедливы в отношение летчиков уровня Билла Фидлера или Джона Митчелла. Летавшие на истребителях фирмы Бел пилоты не сумели одержать большого количества побед в воздушных боях из-за плохих высотных характеристик, ограниченного радиуса действия и ненадежности вооружения своих самолетов.
Последние победы в юго-западной части Тихого океана
К концу 1943 г. подразделения «Аэрокобр», базировавшиеся на Новой Гвинее, получили другие типы истребителей. В последнем квартале 1943 г. поменяли «Аэрокобры» на «Лайтнинги» эскадрильи 13-й воздушной армии. До Рождества сдали «Аэрокобры» и имевшие их на вооружении эскадрильи 5-й воздушной армии. Тем не менее, серийное производство истребителей Р-39 для ВВС РККА продолжалось.
Вернемся, однако, к началу 1943 г. Летчики 80-й эскадрильи занесли на боевой счет седьмую и последнюю победу в воздушном бою над Новой Гвинеей 17 января. Бомбардировщик Кл-21 «Салли» сбили над восточной оконечностью Новой Гвинеи будущий ас «Лайтнинга» Дэй Т. Роббинс и Джеральд Роджерс. У Роббинса к этому времени на счету уже значилось два поврежденных Ki-21.
Вероятно, наиболее впечатляющие боевые вылеты «Аэрокобры» 5-й воздушной армии совершили в феврале -августе 1943 г. Обстановка благоприятствовала американцам. Летчики, сражавшиеся на Р-39, получили возможность продемонстрировать все сильные стороны своих самолетов, они сбили более 40 из 50 одержанных в этот период ВВС США побед!
Большинство боевых вылетов выполнялось с передового аэродрома в Bay, расположенном всего в нескольких милях от японского узла обороны в Лай. Противник понимал значение базы в Bay и предпринял ряд попыток ее нейтрализовать. Жестокие бои за Bay шли до конца января. Японцы отказались от попыток выбить американцев с занятых позиций только понеся очень чувствительные потери.
Сражение за Bay продолжилось в воздухе. Японская авиация бомбила атолл вплоть до середины 1943 г. Базировавшиеся здесь «Аэрокобры» не только принимали участие в отражении налетов, но и сопровождали транспортные самолеты С-47, доставлявшие на Bay пополнение и предметы снабжения.
6 февраля летчикам «Кобр» пришлось и налет отражать, и транспортники эскортировать. На подходе к Bay была обнаружена группа из семи бомбардировщиков Ki-21 и 21 истребителя Ki-43 «Оскар» армейской авиации Японии. В это же время к базе подошла группа С-47 в сопровождении восьмерки «Аэрокобр» из 40-й эскадрильи. Американцы находились в более выгодной тактической позиции для перехвата истребителей Ki-43. Внезапной атакой сзади сверху «Аэрокобры» сбили 11 японских истребителей и один бомбардировщик. Лучший результат показал лейтенант Эдвин Шнейдер, заваливший двух «Оскаров» и одну «Салли». Будущий ас Билл Макдонуг сбил два Ki-43. Единственной потерей ВВС США стал один сбитый С-47, правда еще один транспортный Дуглас пострадал при вынужденной посадке. Весь бой продолжался 15 минут, с 10 ч 45 до 11.00 местного времени.
В тот же день после полудня звено Р-39 из 41 эскадрильи, патрулируя над Bay, перехватила еще одну группу Ki-43. Четыре «Оскара» были сбиты без потерь со стороны ВВС США. Первую из пяти побед одержал лейтенант Фрэнк Дубишер. Дубишер ошибочно идентифицировал «Оскар» как «Зеро». Командующий 5-й воздушной армии генерал Джордж Кении был очень воодушевлен результатами двух воздушных боев, но осмотрительно уменьшил в пресс-релизе количество сбитых японских самолетов из опасения быть обвиненным в преувеличении успехов своих подчиненных.
В последующие месяцы крупные группы японских самолетов пытались наносить удары по Порт-Морсби и Оро-бэй. 12 апреля большая группа японских бомбардировщиков и истребителей сопровождения была обнаружена на подступах к Порт-Морсби. Истребители 5-й воздушной армии успели получить своевременное предупреждение. Отражая налет, американцы сбили по крайне мере 25 японских самолетов - половина из них на счету пилотов «Аэрокобр» из 35-й группы. ВВС США потеряли два истребителя Р-39.
С переходом инициативы в войне в руки союзников американские истребители стали все чаще появляться над территорией, занятой противником. В этих условиях уделом самолетов с небольшим радиусом, таких как Р-39 или Р-40, оставалось патрулирование и сопровождение транспортников. Истребители «Аэрокобра» из 35 авиагруппы в количестве 35 штук продолжали активные боевые действия, отражая налеты японской авиации на Bay. Группа прибыла к новому месту базирования вечером 14 августа 1943 г. На следующее утро в 9 ч 10 мин в момент посадки транспортных С-47 и «Аэрокобр» эскорта в воздухе появилась большая группа бомбардировщиков Ki-48 «Лили» и истребителей «Оскар». Два транспортных самолета были сбиты, находившиеся на бортах люди погибли, груз также был утрачен. В то же время, «Аэрокобры» из 41-й эскадрильи уничтожили десять бомбардировщиков «Лили» и три истребителя «Оскар».
Лучший результат дня продемонстрировал Фрэнк Дубишер, сбивший над районом Тсили-Тсили три Ki-48. Лейтенант Боб Элдер сбил два бомбардировщика «Лили», лейтенант Кэри Були сбил один Ki-48 и один «Оскар».
Через пять минут после взлета самолетов 41-й эскадрильи в воздух ушли «Аэрокобры» 40-й эскадрильи. Уже спустя минуты были сбиты три бомбардировщика «Лили» и один истребитель «Оскар». По одному Ki-48 и Ki-43 уничтожил будущий ас лейтенант Боб Игер, летавший на «Аэрокобре» Р-39N-5 с заводским номером 42-19012. Сия виктория стала самой впечатляющей едва ли не за всю историю 5-й воздушной армии; даже в этот день американцы понесли потери - 35-я группа лишилась четырех истребителей «Аэрокобра» и троих пилотов.
В каждый последующий месяц японцы откатывались все дальше на север. Летчики выполняли полеты на предельном радиусе действия своих Р-39. Аналогичные проблемы испытывали пилоты Р-40 и, в меньшей степени, Р-47.
Адекватные просторам Тихого океана самолеты (Р-38 и P-51D/K) появились только в последние военные года. До конца 1944 г. самыми распространенными на театре военных действий стали «Лайтнинги» и «Мустанги».
Несмотря на недостаточную дальность полета, а также ряд других проблем, «Аэрокобры» совершали боевые вылеты на Тихом океане вплоть до конца 1943 г.
Прежде чем истребители Р-39 окончательно исчезли с Тихоокеанского театра военных действий, их летчики одержали еще несколько побед. В 1944 г. на ТВД оставались лишь разведывательные модификации «Аэрокобры» -P-39Q-6. В ноябре и эти машины сменили «мустанги» модификации F-6D.
Алеутские острова, Исландия, зона Панамского канала и Средиземноморье
Ряд театров военных действий в годы второй мировой войны по ряду причин отличался сравнительно низкой боевой активностью противников. Плохая погода на Алеутах или космическая скука патрульных полетов в зоне Панамского канала представала собой угрозу куда более реальную, чем вражеские истребители. Более реальной война выглядела в юго-западной части Тихого океана и, чуть позже, в Северной Африке.
Еще одним «театром военных действий низкой интенсивности» являлась Исландия. В середине 1942 г. вслед за оккупацией острова американцами на Исландию прибыло несколько эскадрилий. Размещение американской авиации на Исландии стало возможным после подписания соглашения с Великобританией, известного как «помощь в обмен на базы». В июле-августе на Исландию были переброшены истребители Р-38, Р-39 и Р-40, вошедшие в состав сформированной 11 сентября 1942 г. 342-й смешанной авиагруппы.
Несколько летчиков, ставших впоследствии асами, первые полеты на рутинное патрулирование выполнили в Исландии. Одним из них был Джон С. Мейер из 33-й истребительной эскадрильи. Мейер с 24 победами стал самым результативным пилотом «Мустанга» в 8-й воздушной армии.
Эскадрилья, в которой служил Мейер, прибыла на Исландию в августе 1942 г. одной из первых, а 15 сентября была одержана самая первая в ВВС США победа в воздушном бою на Европейском театре военных действий. «Лайтнинг» из 27-й эскадрильи на пути с Исландии на Британские острова случайно перехватил и сбил над Северной Атлантикой дальний разведчик Fw-200. В этой истории не все ясно. Многие исследователи полагают, что «Кондор» был сбит лейтенантом Джозефом Шеффером из 33-й эскадрильи. Опять же не ясен тип истребителя. На котором мог летать Шеффер, так как на вооружении эскадрильи имелись самолеты Р-40, но за несколько дней до 15 сентября подразделение получило первые «Аэрокобры». Не вызывает сомнений факт участия летчиков 33-й эскадрильи в охоте на «Кондора».
Джозеф Шеффер одержал единственную официальную победу, занесенную на боевой счет 33-й эскадрильи - сбил на P-39D 18 октября 1942 г. бомбардировщик Ju-88.
В период когда летчики 342-й смешанной авиагруппы вели первые бои с самолетами люфтваффе, пилоты 28-й смешанной авиагруппы (в эту авиагруппу вошли подразделения 54-й и 342-й истребительных авиагрупп) сражались с японцами на Алеутских островах. Равно как и парням из 342-й группы, редко встречавших противника в холодных небесах Северной Атлантики, летчикам 28-й авиагруппы также не часто выпадал случай провести воздушный бой с японцами. До конца войны на боевой счет 28-й авиагруппы было занесено всего 30 сбитых японских самолетов.
Большинство из этих побед одержано на «Аэрокобрах», выполнявших на Аляске задачи ПВО аэродромов. После высадки японских десантов на Алеутах эскадрильи «Кобр» перебросили на острова. Японцев выбили с Кыски и Атту в середине 1943 г., после чего «Кобры» вернули на Аляску.
Самые удачливые пилоты «Аэрокобр» на северном театре военных действий сбили не более двух самолетов противника, но многие из них продолжали наращивать свои личные боевые счета, воюя на «Лайтнингах» в составе 49-й истребительной авиагруппы над юго-западной частью Тихого океана. Такие асы, как Том Макгуайр (38 побед), Уэллэс Джордан (6 побед) и Джерри Джонсон (22 победы) свои первые боевые вылеты выполнили в составе 54-й истребительной группы на «Аэрокобрах», отражая атаки японцев на Алеуты. Макгуайру даже пришлось совершить вынужденную посадку.
Из этой троицы на Алеутах больше других отличился Джерри Джонсон, сбивший «Руфь» в районе Адьяка 25 сентября 1942 г., еще одну победу ему засчитали через шесть дней как вероятную (также - «Руфь»).
25 сентября «Аэрокобры» из 57-й эскадрильи вылетели на поиск двух японских подводных лодок, но обнаружили в проливе между островами Кыска и Атту крупное транспортное судно и несколько гидросамолетов. Две «Руфи» американцы сбили сразу после взлета гидросамолетов. Впоследствии, помимо двух «алеутских» гидросамолетов Джонсон одержал 20 побед на «Лайтнинге» и две на «Тандерболте».
Как правило, летчики-истребители проводили на Алеутах чуть больше года, прежде чем попадали на более «горячие» театры военных действий -на Тихий океан или в Европу.
В районе Панамского канала погодные условия были куда более благоприятными, чем на Алеутах. Самолеты 6-й воздушной армии охотились здесь за подводными лодками противника и караулили канал от вероятных налетов японской авиации с начала 1942 г. Несколько раз летчикам удавалось обнаружить немецкие субмарины, но ни одного самолета противника они так ни разу и не встретили. Основу ПВО зоны Панамского канала составляли истребители Р-38, Р-39 и Р-40.
В зоне Панамского канала начинали свою боевую службу кавалеры Почетной медали Конгресса Нил Кирби и Билл «Динги» Данхэм. Здесь же первые боевые патрульные полеты выполнил Боб Гохаузен, ставший асом, воюя на «Мустанге» на Средиземноморье. Истребители базировались в Арубе, Пуэрто-Рико и Панаме.
Асом стал и Уильям К. Гирукс (в 1944 г. на «Лайтнинге» над Филиппинами в составе 5-го истребительного командования). Шесть месяцев Гирукс прослужил в Панаме в составе вооруженных «Аэрокобрами» 30-й и 32-й эскадрилий. В августе 1943 г. Гирукс воевал на «Аэрокобрах» в составе 36-й эскадрильи 8-й истребительной авиагруппы на Новой Гвинее. Затем сражался на «Тандерболтах» и «Лайтнингах», с марта по ноябрь 1944 г. он одержал десять побед в воздушных боях. Опытнейший летчик-истребитель, Гирукс так отзывался о самолете Р-39:
- Не могу сказать, что я летал на плохом боевом самолете. Однако Р-39 имел ограниченный радиус действия, неудовлетворительные высотные характеристики, медленно набирал высоту и плохо пикировал. Поэтому в Панаме мы выполняли на «Аэрокобрах» простейшие задания - прикрывали с воздуха транспорты в каботажных переходах.
Еще одним театром военных действий, на котором отметились Р-39, стало Средиземноморье. «Кобры» не снискали особой славы и здесь. Летчики вооруженных истребителями Р-39 эскадрилий сбили по разным оценкам от 14 до 20 самолетов противника, потеряв 107 «Кобр». Для сравнения - пилоты Р-40 одержали над Средиземным морем 480 побед. В то время как собственные потери составили 553 самолета.
Среди летчиков, воевавших на Средиземноморье на «Аэрокобрах», и ставших впоследствии асами был лейтенант Бен Иммирт, сбивший на «Мустангах» и «Тандерболтах» шесть самолетов противника.
В январе 1943 г. из Великобритании в Северную Африку была переброшена 346-я эскадрилья 350-й истребительной авиагруппы, вооруженная самолетами P-39L. «Аэрокобры» приняли участие в сражении за Кассеринский перевал в Тунисе. 15 февраля один Bf.109 сбил при нанесении удара по аэродрому Тилипти лейтенант Хаг Доу.
Доу летал ведомым. Пару «Аэрокобр» атаковали два мессершмитта. Оторвавшись от преследования, Доу заметил третий Bf.109. взлетавший с аэродрома. Летчик вспоминал:
- В первой атаке 37-мм пушка моего истребителя отказала. Я вручную перезарядил оружие - Т-образная рукоятка была связана с казенной частью пушки тросом.
- Мессершмитт уже набрал высоту в 200-300 футов, его летчик должен был заметить меня. Противник попытался выполнить резкий маневр, но я всадил в самолет противника очередь. Мессер рухнул на землю, на месте падения поднялся столб дыма и пыли.
Как оказалось жертвой Доу стал унтер-офицер Карл Рейнбахер из III./ JG-77. Немецкий летчик остался жив, позже он попал в плен к французам. Французы передали летчика американцам. Рейнбахер встретился с Доу, победитель с уважением отнесся к побежденному противнику.
К апреля 1944 г. 350-я авиагруппа осталась последней в ВВС США, на вооружении которой все еще состояли истребители Р-39. 6 апреля 1944 г. Хаг Доу одержал последнюю за войну победу на «Аэрокобре» с опознавательными знаками ВВС США. Во главе пары Доу штурмовал железнодорожный мост через реку Гроссетто в Италии. В районе цели американец заметил слева от себя мессершмитт. Два истребителя сошлись в лобовой атаке.
После своего боевого крещения в феврале 1943 г. Доу имел возможность облетать Bf. 109, поэтому он хорошо представлял маневренные возможности самолета противника на малых высотах. Доу резко отвернул на 90 град. Немецкий летчик попытался повторить маневр, но его самолет стал скользить на крыло. «Аэрокобра» оказалась в хвосте у мессершмитта. Между тем у Доу не осталось снарядов после штурмовки моста. Пилот «Кобры» дал длиннющую очередь из крыльевых пулеметов винтовочного калибра. Совершенно не надеясь сбить вражеский истребитель. Однако Bf.109 загорелся, после чего начал беспорядочно падать. Доу продолжал преследования, ведя огонь из пулеметов. Мессершмитт врезался в мост, который совсем недавно штурмовал Доу.
С двумя победами Доу вошел в число самых результативных пилотов «Аэрокобр», действовавших на Средиземноморье. После перевооружения «Тандерболтами» Доу занял пост командира 347-й эскадрильи. Его длительная командировка на войну завершилась в январе 1945 г., когда летчика сбили немецкие истребители. Доу попал в плен. С большой долей вероятности бой 6 апреля 1944 г. можно считать последней схваткой, в которой приняли участие американские «Аэрокобры». Летчики 350-й эскадрильи сбили на Средиземноморье пять самолетов противника без потерь со своей стороны.
Как отмечалось выше, над Средиземным морем ВВС США потеряли в общей сложности 107 истребителей Р-39, большинство из них было сбито огнем зенитной артиллерии. В свою очередь, летчики «Кобр» по максимальным оценкам сбили в воздушных боях 20 самолетов противника, еще примерно столько же было уничтожено на аэродромах. Пилоты Р-40 записали на свой счет в общей сложности около 500 вражеских самолетов, потеряв в воздухе и на земле 550 истребителей. Сравнивая эти цифры следует принимать во внимание, что «Аэрокобры» совершили примерно вдвое меньше боевых вылетов по сравнению с Р-40. Потери в истребителях Р-39 составили приблизительно 0,4 самолета в одном боевом вылете, в то время как для Р-40 эта цифра достигла значения 0,8.
До конца войны «Аэрокобра» так и не стала на Западном фронте или на Тихом океане «звездным» истребителем, хотя многие полагали этот самолет эффективным оружием в руках опытных летчиков с ясной мотивацией за что они сражаются. Такие летчики нашлись не в ВВС США, а в военно-воздушных силах Красной Армии.