|
От
|
Игорь Куртуков
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
20.04.2002 07:05:41
|
|
Рубрики
|
Суворов (В.Резун);
|
|
Коментарии к "День М". Глава 11.
ТЕКСТ 1.
Сталинский замысел: создать самолет, который можно выпускать в количествах, превосходящих все боевые самолеты всех типов во всех странах мира вместе взятых. Основная серия "Иванова" планировалась в количестве 100 - 150 тысяч самолетов
КОМЕНТАРИЙ
Так как эта цифра в разных вариациях ("самой большой в мире серией", "минимум сто тысяч" и пр.) повторяется далее по тексту, то откомментируем здесь.
Слово "планировался", полагаю, в советской плановой экономике стоит понимать как "включен в план". Да, был Су-2 включен в план, и одно время даже под него было выделено три завода - головной №135 в Харькове, №31 в Таганроге и №207 (быв. "Дирижаблестрой") в Долгопрудном. По ходу налаживания производства, эти заводы должны были дать в первом полугодии 1940 года 150 машин. Дело однако не заладилось, и за весь 1940 год было выпущено 113 Су-2, из них 110 в Харькове и 3 в Долгопрудном.
В принятой 7 декабря 1940 года "Программе производства самолетов и авиамоторов в 1941 г.", полагалось выпустить за 1941 год 1150 машин, в том числе 165 в первом квартале, 240 во втором, 330 в третьем и 415 в четвертом. Планы, конечно, корректировали, но не в сторону увеличения - так в конце 1940 таганрогский завод с программы выпуска Су-2 сняли и передали под истребитель ЛаГГ-3.
(Хазанов, Гордюков "Су-2 - ближний бомбардировщик", с.28-35, "Самолетостроение в СССР", т.2, с.236, "1941. Документы", док №205).
Таким образом в планах производства цифры порядка 100 тыс. нигде не проскакивают. Ниже Владимир Богданович говорит, что дескать до начала войны его и не собирались выпускать массово (что впрочем противоречит его собственным словам о "РЕШЕНИИ о выпуске минимум стат тысяч"). Но откуда тогда цифирь? Не много, не сотни тысяч, а именно 100-150 тыс.?
Полагаю отсюда: "И-180 - в нескольких вариантах проектировался и строился (в замену И-16) как массовый итсребитель для тех полутораста тысяч летчиков, которые должны были быть выпущены в ближайшие годы согласно выдвинутому лозунгу" (Шавров, "История конструкций самолетов в СССР. 1938-1950", с.57).
ТЕКСТ 2.
Возникает вопрос об истребителях прикрытия. Бомбардировщик в бою, особенно ближний бомбардировщик, действующий над полем боя и в ближайшем тылу противника, должен быть прикрыт истребителями. Если бы вместе с Су-2 было заказано соответствующее количество истребителей прикрытия, то Су-2 можно было использовать в любых ситуациях, например, для нанесения контрударов по агрессору, напавшему на Советский Союз. Но истребители в таких количествах не были заказаны, поэтому была только одна возможность использовать Су-2 в войне - напасть первыми на противника и нейтрализовать его авиацию. Без этого применять беззащитные Су-2 невозможно.
КОМЕНТАРИЙ
Как мы уже установили, ЗАКАЗОВ на производство 100 тысяч Су-2 размещено не было. На 1941 год заказано было всего 1150 машин. Но может быть истребителей заказали еще меньше? Нет, тот же документ ("1941. Документы", док №205) определяет программу выпуска 8510 истребителй в 1941 году. Бомбардировщиков же и штурмовиков, включая Су-2 заказано было 7820. Причем в ходе коррекции планов мощности выделенные под производство истребителй только нарастали - из программы выпуска Су-2 был выведен завод №31 и отдан под ЛаГГ-3, завод №1 освободили от задания по производству бомбардировщика Як-2/4 в пользу производства МиГ-3. Таким образом защиты у Су-2 на первое время было вполне достаточно.