От iggalp Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.04.2002 18:17:00 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Снова КА в Германии или "не бейте дяденька"...

Вот наткнулся на еще одни воспоминания.
Ктн, доцент Киевского государственного международного университета гражданской авиации, бывший командир взвода 322-й отдельной армейской штрафной роты (28А) Михаил Григорьевич Ключко. Опубликованы как интервью в некоем агентстве «Пресс-КИТ». (Сразу скажу, что само интервью проде как о штрафниках; в отдельных местах имеет подозрения на траву или сильную редакцию со стороны журналиста)

Дык вот:
"— Михаил Григорьевич, когда ваша часть вышла на границу Германии, как вели себя солдаты на территории врага?
— Что запомнилось, так это, когда вышли на границу Пруссии, большого размера плакат со словами: «Солдат, ты судья!» — и подпись: «Илья Эренбург». Не думаю, что здесь нужно что-то объяснять. Нашу роту, усилив танками со спецоборудованием для проделывания проходов в минных полях, бросили на прорыв неприступной, по мнению немцев, глубокоэшелонированной обороны. Как известно, она была преодолена. После этого мы прошли всю Пруссию — ни одного гражданского лица не видели. Правда, один раз, когда уже взяли Кенигсберг, помню, шли маршем через какое-то село. И из двора вышла немка с ведром. Хотите верьте, хотите нет, но вся рота — человек 40 нас было — остановилась. Смотрели на нее, как на нечто невозможное. Не должно было быть живых немцев! Сегодня это может показаться дикостью, но в то время у многих были свои счеты с немцами: у кого-то погибла семья, кого-то из родных угнали в Германию. И эта злость была настолько сильна, что мы могли действительно на одном дыхании не только до Берлина дойти, а если бы понадобилось, то и до Франции. Была просто жуткая ненависть. Тем более что, проходя через ту же Пруссию, мы встречали наших соотечественников, силой вывезенных на работу в Германию, освобожденных из концлагерей пленных.
Один эпизод запомнился на всю жизнь. Идет группа людей в концлагерной одежде. Выяснилось — французы. На улице зима, а они в деревянных колодках на босую ногу. И по брусчатке только звук: цок, цок, цок… Причем идут на север, а не на запад. Мы пытались им объяснить, что Франция в другой стороне. А они на нас смотрят туманным взглядом и продолжают идти. Страшное зрелище…"

Вот так короче.

Боевой путь роты соответсвует пути 28А, что играет в большую пользу ветерану (даже отражен 900-км бросок из-под Кенигсберга под Берлин)