От mpolikar Ответить на сообщение
К All
Дата 14.05.2015 14:56:49 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Память; Локальные конфликты; Версия для печати

Война в Югославии. Бой 12 апреля 1993 года, взгляд с другой стороны


В память о бое 12 апреля 1993 года на высоте Заглавак под Вишеградом (Республика Сербская) этот день объявлен днем памяти русских добровольцев. Тогда русские понесли самые большие единовременные потери за эту войну - три человека погибли, трое было ранено.
Высоту отстояли, но вскоре оставили. Потери мусульман, по сербским данным, составили несколько десятков человек убитыми. Погиб и командующий бригадой. Однако мусульмане трактуют этот бой как свою победу. Ниже приведен «взгляд с другой стороны» - отрывок из книги босняка, участника этого боя. Перевод сделан Г.Энгельгардтом.

«И русских победили.
Прибыли в Меджеджу 13.03.1993… надеялся, что сможем освободить Вишеград. Как и предполагалось, четники уже 19 марта попытались наступать по всей зоне ответственности 1-й Вишеградской бригады. Наступление длилось 6 дней. Кроме начальных успехов четники ничего не добились, понеся большие потери. Все важные позиции мы отбили контрударами. Провалилось очередное ежемесячное наступление четников. Теперь нужно было нападать на них, так как элитные части ушли и остались местные гниды, в основном трусливые и никчемные.
 
До конца марта четники пополнили позиции наемниками, которые занимали бреши и упорно их удерживали. Это было внове и заставляло задуматься о цели такого упорства. Я считал, что скоро они предпримут еще более мощные удары. В прошлом наступлении они применяли самолеты с ложными знаками ООН, что не дало нашему командованию отдать приказ об их обстреле. Слава Богу, что вражеские самолеты быомбили без особого эффекта. Советуясь с ближайшими сотрудниками из Командования бригады я написал проект задействования всех частей с территории округа Горажде и под командованием Восточнобоснийской оперативной группы (ВБОГ). Проект содержал очень хорошую оценку противника и его намерений и был направлен в ВБОГ. Гражданские власти отнеслись к нему с большим сомнением и недоверием, а в ВБОГ он получил полную поддержку, хотя этого было недостаточно.
По приглашению Радио-Горажде 4 апреля я дал несколько ответов на подготовленные вопросы. Это выступление имело очень хороший эффект… Отслеживая действия противника мы пришли к выводу, особенно на основании данных разведки, что противник готовится к скорому проведению еще более мощного наступления на вишеградско-рогатицком направлении. С одобрения командира Булюбашича мы приготовились
Подготовка шла в столь напряженном темпе, что даже мне не удалось вырваться к семье в Горажде, где моя дочь Амила заболела пневмонией, больше чем на два часа….
/пишет о местных мусульманах-эмигрантах, не очень хотели ехать на войну, помочь Боснии, что было очень нужно/ более всего на вишеградском фронте, где каждый боец был ценностью …для защиты самой жизни от разъяренных зверюг в лице четников, которые отравленные национализмом только и мечтают убивать, жечь, резать и насиловать в этом краю. …
Им это в полной мере удалось на Дрине, как из-за их профессиональной подготовки, но и благодаря нашей неготовности отразить столь мощную и жестокую агрессию. Быстрой подготовкой частей, всеобъемлющей и детальной разведкой и неожиданными для врага решениями мы создали условия для ударов по новым позициям четников. Из-за постоянных ударов по оборонительным линиям 1-й ВБ ей на помощь пришли части из остальных бригад, а 1-я Рогатицкая бригада атаковала противника перед своими позициями. Особенность этого нашего удара была в быстрой переброске сил, сочетании фронтального и флангового наступления, точной и рискованной артиллерийской поддержке, сихронизации и силе ударов, решимости бойцов и командиров полностью исполнить поставленные задачи, как в бою не на живот, а на смерть. Важнейшей позицией четников опять плато Заглавак, которое очень трудно освободить и еще тяжелее удержать без необходимых материально-технических средств. Но нам пришлось несколько раз брать это плато, так как четники обстреливали и разрушали Меджеджу с этой исключительной позиции и для срыва дальнейших наступательных действий противника. Освобождение Заглавка не давало нам больших преимуществ для дальнейшего наступления, но при обороне мы держали его, чтобы не дать четникам им воспользоваться. Предложенное мной командиру ВБОГ решение было одобрено и вошла в приказ. Все же 14 апреля это не поставило противнику мат и внезапность не оказалась решающей, так как некоторые части на вспомогательном направлении обнаружили себя преждевременно.
Внезапности, обеспечившей успех, все же удалось достичь на главном направлении Столац-Дуги Чаир, где четники соорудили сильную линию заграждений и были уверены в ее неприступности. Исход боя решался именно там. Эту позицию атаковали лучшие бойцы части вместе с закаленными в боях диверсантами. Мы столкнулись с неожиданно жестким сопротивлением, так как на важнейший участок линии четники поставили русских, и уж не знаю каким образом и обманом убедили их остаться на этих позициях. Может надеялись, что эти настоящие профессиональные убийцы остановят наших войнов и наши части. И русским это не удалось, а среди убитых были и русские офицеры, которых готовили стрелять и по мирным жителям, детям и женщинам. Все за деньги, наверно, или для «спасения сербства».
Основная тяжесть сражения пришлась на главное направление и когда казалось, что Дуги Чаир очищен только один самый упорный русский четник отвечал огнем. Ибрагим Кабаклия в своем стиле попытался закончить бой, давая возможность четнику сдаться или собираясь прикончить его своей храбростью и точностью. На этом раз пуля оказалась быстрее и судьбе было угодно окончить его земной ратный путь в момент, когда мы выигрывали еще один большой бой. Ибро одержал много побед … по храбрости был примером всем бойцам бриады, а по умению обращаться с оружием и управлять частью стал командиром-героем. Все же его смелость превосходила опыт, полученный в боях. Он не очень стремился командовать, но из-за его личных успехов и успехов руководимой им части, мне оставалось только все далее повышать его по службе. Когда он был моим охранников в бою, отличался сверхбустврой реакцией, и делал все, чтобы меня не убило и не ранило. Четыре месяца назад у него погиб брат, а он и слезы не проронил при мне. Сказал, что теперь на нем забота о вдове брата и племянниках, а потеря осталась и душила его. Поплачет когда время будет, наверно в тишине и в одиночестве. Влюбился в девушку, воевавшую в их части, обещал жениться и хотел исполнить это при первой же возможности. Любил ее по-настоящему и доказывал это постоянно. Внешне грубый, он был нежен к совей Сенаде, она видела его настоящего, а теперь потеряла. Тяжелее всего пришлось родителям Ибрагима. Второго сына потеряли…

В этом бою полностью отработали приданные части из других бригад и в первой фазе они добились отличных результатов. На второй фазе нехватило упорства и инициативности командиров низовых частей. Был шанс добиться большего на втором дополнительном направлении на Пешуричи в районе Клисуры, но неясность ситуации привела к отступлению 1-й Дринской и 1-й Вишеградской бригад, которыми командовал Джанко Шемсо, отлично знавший местность, где он родился и жил до начала агрессии. Не забыть и исключительной точности нашей артиллерии: пушки Б1 и 105-мм гаубиц, 120-мм и 82-мм минометов. Данные для огня готовил Нияз Мемишевич, непосредственно управлявший стрельбой орудия Б1, захваченного на Меремишле 16 октября 1992 и эффективность которого в поддержке наступления была очень велика. Пренебрегая безопасностью своих войск расчеты горных орудий и гаубиц стреляли через головы наступающих почти на семь километров. Артпозиции наших орудий стояли на 500-700 метров ниже четников, а расстояние между нашими и четническими позициями было около 300 метров.
Мой КП находился над Чубаром (хутор с.Джанкичи) ближе к Дугом Чаиру и с него отлично было можно следить за обстановкой на Заглавке и руководить ПАМ (пулемет ПВО?) ПАТ-ом (ПТ-орудием?) и БСТ? Которым нужно было попасть в танк, сильно мешавшию освобождению Заглавка. С КП можно было отлично следить и управлять артогнем, сосредоточенным только по Заглавку, в зоне 100 на 100 метров. Каждое попадание по этому участку было важным, а их было десяток. Одним накрыло укрытие четников и палатку рядом с ним. Я редко поздравлял наводчиков, но тут не удержался. Обычно я засыпал Нияза Мемишевича новыми задачами и критикой, требуя, чтобы и пристрелочная мина дала попадание. Нияз был обученный офицер-резервист тихого нрава. На начальном этапе агрессии он многому научился и за недостатком специалистов был назначен начальником артиллерии. …
/он болел желудком и у него страшно воняли ноги, даже кличку ему дали «Смрад»/
/Противник постоянно обстреливал КП, под конец боя противник своей безоткаткой попал в соседнее дерево и тяжело ранил моего охранника Юсу Кесмера, стрелявшего из тяжелого пулемета/ …
Бой подходил к концу. Четникам пришлось снова бежать с Заглавка и их машина попала на противотанковую мину и засаду. Они понесли большие потери (больше 15 погибших), а у нас погибло трое и было 5-6 раненых…. Погибли Ибрагим Кабаклия, Хамдо Мухаремович и Омер Харбаш, похоронили их в Меджедже… Телегруппа ТВ Сараево посетила поле боя и сняла Заглавак через день после сражения».


http://mpolikar.livejournal.com/128105.html