>>— Дело в том, что американские самолеты-разведчики «Орионы» и РС-135 постоянно летают... Это ежедневно. И наши дежурные расчеты на командных пунктах настолько уже к ним привыкли, что даже не обращают внимания.
>Это очень негодная отмазка. Это называется - "потеря бдительности".
Когда расчеты имеют дело с идентифицированной военной целью, то все довольно просто. Вопроса сбивать-не сбивать не стоит в принципе. Есть только вопрос "когда". Нам военные говорили, что "раньше" уровень принятия решения и для военных самолетов был довольно высок, но на практике турецкие самолеты-разведчики, например, приноровились нарушать границу кратковременно - с тем расчетом, что санкция не успеет поступить, и после одного случая уровень принятия решения был понижен. Но обращение с военными нарушителями - это каждодневная работа, в общем-то, привычная.
Гражданский нарушитель - совсем другое дело. Митрофанище совершенно правильно пишет - ЗРВ по ним работать запрещалось. На этот счет существовала совершенно определенная инструкция. Только ИА. А вот тут, да, есть нюансы. Современный реактивный истребитель очень плохо приспособлен для нелетального принуждения к миру - тьфу, посадке! - тихоходной малозаметной и малоразмерной цели. Сбить - как нефиг делать. Но вот на это нужен ясный и четкий приказ. С чем после южнокорейского Боинга были совершенно определенные проблемы. Уровень принятия решения был поднят запредельно, санкция нужна была из самой Москвы, причем ответдежурный на себя взять ответственность не решился.
И еще надо понимать одно обстоятельство. В подавляющем большинстве случаев гражданский нарушитель - это непреднамеренный раздолбай. Например, в случае сбития иранского самолета Винсеннесом в разбирательстве прозвучало, что экипаж не отвечал на запросы крейсера, потому что на столь коротком перелете просто ленился включать связь. Если каждого такого раздолбая сбивать всегда и везде, что все будет усеяно трупами :-) Есть, конечно, запретные районы - типа Кремля, Белого Дома или там Димоны. Но таки не все воздушное пространство. А то, что гражданский нарушитель будет намеренным дарвинистом, было как-то внове.
На самом деле ПМСМ советская пропаганда вполне могла сыграть инцидент с Рустом в плюсе - если бы с самого начала заявляла, что за полетом следили с самого начала, неоднократно пытались образумить пилота, но он не подчинялся, поставил под угрозу жизни и бла-бла-бла. И что раз такие тупые бараны поступают так преднамеренно (а намеренность Руст вовсе не скрывал), то в будущем СССР не останется ничего другого, как тупо нарушителей сбивать. Но это все в другой реалии, без идеологии осажденной крепости и границы на замке.