Re: Если по...
>на прицеливание штурману.
Это практически только у нас, да и то лишь на Ил-4Т и А-20В, где целился штурман в носовой кабине. Прямо скажем, спорное решение - на Илах пилот не контролировал и сброс, так что виноватых в промахе просто не найти. На Ту-2Т торпедный прицел (похоже, тот же ПТН-5) стоял на спинке пилотского кресла, и штурман целился через плечо пилота - оригинально, но насколько можно судить, ничуть не более эффективно. Ну и у немцев на 111Н-5 и -6, Ju-88A-4/Torp и -A17, но у них собственно БК из-за автомата ввода угла отворота торпеды мог варьироваться в довольно широких пределах. На Не-115 прицел был проще, обычный рамочный, и на немецких машинах стоял у пилота и нырял вместе с ним в фюзеляж (интересная особенность машины), а у шведских - у штурмана, который был командиром экипажа.
Остальные торпедоносцы 2МВ, насколько я понимаю, имели торпедные прицелы у пилотов или не имели таких девайсов вообще, целясь по гансайту и определяя дистанцию сброса "как только станут видны заклёпки в борту цели". Принципиальной разницы в качестве неавтоматического прицела, если пилот опытен (то есть знает машину и умеет определять дистанцию и ЭДЦ с приемлемой точностью) и самолёт подходит для нанесения торпедных ударов (низковысотные моторы для хорошей скорости по профилю, хорошая маневренность, малозаметный профиль и пр.), не было.