От HorNet Ответить на сообщение
К Kosta
Дата 07.05.2015 09:16:34 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; ВВС; Версия для печати

Критично скорее время выхода на боевой курс, удерживая скорость и высоту,

что определено параметрами разрушения самой торпеды или её механизмов при вхождении в воду, углом входа в воду (чтобы не было заныривания или рикошета от воды), скоростью запуска её двигателя и гироскопов после выдёргивания стопоров и углом изначальной подвески торпеды под самолётом (в бомбоотсеке), что почти всегда определяется эмпирически.
В USN для "девастейтора" считалось, что его максимальная скорость при сбросе не должна превышать 90 узлов, высота - 200 футов. Но это расчёт на торпеду MkVII-2А, которой на вооружении в 1942 году уже не было, и более короткая и толстая Mk13 в этой ситуации входила в воду слишком полого. В связи с тем, что в годы Депрессии сильно экономили на испытаниях, это не было выявлено своевременно, и только после Мидуэя начали понимать, что поступать надо было наоборот - бросать эту торпеду с бОльших высот и скоростей.
По ряду мемуарных работ, время нахождения на боевом курсе определялось скорее плотностью зенитного огня цели, ибо вертикальные манёвры уклонения оказались неэффективны, а более действенная горизонтальная змейка, уводила самолёт с боевого курса.
Кроме того, важный параметр для ответа на Ваш вопрос - используется ли торпедный прицел, какой он конструкции и если используется, то кто им оперирует - штурман или пилот? При наведении штурманом время покладки на боевой курс увеличивается на время реакции пилота на команды штурмана, но это прицеливание более точное. И здесь очень широкие отклонения. Если прицел автоматический, как немецкий ToKG, то сброс возможен сразу после приведения самолёта на боевой курс, то есть в течении секунд. Если прицел не используется - p/o Артур Элдридж 15 июня 1942 года, через две недели после Мидуэя, поразил итальянский "Тренто" на "бофорте", где вообще не было торпедного прицела - сменив боевой курс дважды, при этом сменив и подбойный борт цели, при условии, что итальянцы почти не стреляли по нему, на что ушло 7-8 минут.
Иными словами, собственно время нахождения на фиксированном БК с постоянной и низкой скоростью и небольшой высотой, скорее зависело от навыков пилота и прицельного оборудования экипажа, при условии, что оптимальной дистанцией сброса до цели для всех были 700-800 метров, и составляло обычно до минуты, чаще - пару десятков секунд. И важно понимать, что что с этой дистанции боевой курс уже не валиден, после сброса можно уходить вправо или влево, прижимаясь к воде, что создаёт зенитчикам проблемы с мёртвыми зонами и опасностью поражения своих кораблей и судов.
А вот для топмачтовых сбросов (skip bombing, masthead level bombing, bracketing, Dutch Tulip) и при условии, что самолёт сначала должен прорвать внешний ордер охранения почти на высоте сброса, время нахождения на боевому курсе - парадоксально, с куда более высокой скоростью, чем у торпедоносца - может быть больше. И завершается этот курс куда ближе к цели, и прижаться к воде тут не получится.
Если посмотреть статистику и обстоятельства гибели наших А-20 на Балтике в 1944-45, окажется, что практически все топмачтовики были сбиты в момент выхода из атаки, проходя над целью. В то время как торпедоносцы успевали отворачивать после сброса.