От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 29.04.2015 13:00:57 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

О месте надводных кораблей в боевых действиях на море (взгляд из ракетного 1961)

Военная мысль. 1961. № 11.

Контр-адмирал Н. ЧЕРНОВ
Капитан 1 ранга Ф. БОНДАРЬ
Капитан 1 ранга Н. ВЬЮНЕНКО

Тысячелетиями, отделяющими нас от начала существования военно-морского флота, укреплялся авторитет боевых надводных кораблей. Ни смена социально-экономических формаций, ни полоса буржуазных революции в европейских морских державах, ни многочисленные войны с участием военно-морских флотов многих государств вплоть до ХХ столетия не вызвали появления нового рода сил, способного эффективно вести борьбу с надводными кораблями в море. Надводные же корабли, при строительстве которых учитывались последние достижения науки и техники, непрерывно развивались и совершенствовались по всем тактико-техническим показателям.

В начале ХХ столетия броненосцы, а затем высший их класс – дредноуты достигли вершины своего развитие. Оно являли собой образец концентрации самого мощного оружия в сочетании с высокой маневренностью и способностью сравнительно быстро сосредоточиваться для нанесения ударов по противнику в значительном удалении от своих баз.

Надводные корабли с мощным артиллерийским оружием были единственным родом сил в составе флотов, способным полноценно решать боевые задачи в ходе военных действий на море. Другими средствами для этого вооруженные силы государств в то время не располагали. В соответствии с этим во флотах крупнейших морских держав надводные корабли до конца прошлого столетия занимали ведущее место и являлись одним из важнейших средств борьбы за передел мира.

Все военные теоретики того времени, а с ними и видные государственные деятели считали, что вести борьбу с надводными кораблями смогут только равные им по ударной мощи надводные корабли. Завоевание господства на море путем борьбы с себе подобным, равнозначным противником считалось основной задачей всех флотов мира, которая могла быть решена только кораблями, имевшими мощное артиллерийское оружие, сильную броню и высокую скорость хода.

Монопольные возможности артиллерийских кораблей решать исход борьбы на море существовали до появления таких мощных боевых средств, как мина и торпеда. Носители этого оружия стали способны поражать большие надводные корабли, считавшиеся ранее уязвимыми только от огня артиллерии. Это в свою очередь вызвало развитие специальных кораблей для борьбы с легкими силами противника, и прежде всего с носителями торпедного оружия.

К началу первой мировой войны военно-морские флоты государств уже имели в своем составе корабли различных классов (линейные корабли, крейсера, миноносцы, тральщики). Однако главной ударной силой флота продолжали оставаться крупные артиллерийские корабли. И даже в изменившихся условиях считалось, что уничтожение линейных кораблей, вывод их из строя или блокада в базах приведут к достижению целей вооруженной борьбы на море, к завоеванию «господства на море» и навязыванию своей воли противнику.

Появившимся во второй половине прошлого столетия в составе флотов подводным лодкам особого значения не придавалось, они не считались родом сил и не принимались во внимание при определении мощи флотов. И хотя допускалось, что подводные лодки могут атаковать и даже потопить отдельные крупные артиллерийские корабли, они не признавались реальной силой, способной вступить в единоборство с линейными силами флота и тем более участвовать в решении задач по завоеванию господства на море, к которому так стремились флоты морских держав.

Установившихся взглядов на боевое использование подводных лодок накануне первой мировой войны не было. Подводные лодки строились с учетом применения их против боевых кораблей у своих берегов, для ведения разведки и для постановки мин. Поэтому первые столкновения немецких подводных лодок с надводными кораблями английского флота в сентябре и октябре 1914 года, из которых победителем вышел корабль нового рода сил, явились полной неожиданностью для английского адмиралтейства. Потери четырех крейсеров за два месяца войны (из них три были потоплены одной подводной лодкой) убедительно продемонстрировали уязвимость больших надводных кораблей от только что завоевавшего себе место нового рода сил.

Но первый удар по престижу надводных кораблей, вызвавший смятение и растерянность английского адмиралтейства, все же не оказал решающего влияния на изменение способов действий сил флота. С особым упорством английское военное руководство стремилось добиться своей заветной цели — господства на море — силами надводных кораблей. Немецкие подводные лодки топили сотни транспортов с грузами, подрывая экономический потенциал Великобритании и сужая ее возможности вести войну. Линейные же корабли и крейсера, составлявшие основу морского могущества Британской империи, продолжали стоять в тыловых военно-морских базах в ожидании благоприятного случая для встречи с немецким надводным флотом.

Для борьбы с подводными лодками потребовалось привлечь тысячи различных кораблей и судов специального назначения. Каждый выход больших кораблей в морс предварялся действиями десятков кораблей противолодочной обороны. И все же за годы первой мировой войны на боевой счет подводных лодок всех стран было записано 10 линейных кораблей, 23 крейсера, 23 эскадренных миноносца и 118 других кораблей, что составляет 19 проц. всех потерь в боевых кораблях за годы войны. Кстати напомним, что на долю надводных кораблей приходится 30 проц. потерь в боевых кораблях воюющих государств, а на долю авиации — 1 процент.

Линейные корабли, на которые возлагались особые надежды в достижении целей вооруженной борьбы на море, не оправдали и части этих надежд. Пресловутое господство на море, которое предполагалось завоевать надводным флотом, оказалось иллюзией. Неудачей окончились и попытки использовать надводные корабли для действий по береговым целям в Дарданелльской десантной операции, проводившейся английским флотом в 1915 году.

Иначе говоря, результаты использования надводных артиллерийских кораблей в годы первой мировой войны не соответствовали ни затратам на их строительство, ни целям, во имя которых они создавались. Более того, для обеспечения действий линейных кораблей и их базирования потребовалось привлекать весьма большие силы и расходовать много боевых средств, которые могли быть использованы для других целей.

Вместе с подводными лодками опасным противником надводных кораблей становилась авиация. И хотя ее боевое применение в первой мировой войне ограничилось попытками наносить удары по военно-морским базам и вести разведку, она постепенно завоевывала себе место одного из родов сил флота, способного самостоятельно решать важные задачи в вооруженной борьбе на море.

Таким образом, в первой мировой войне боевые действия на море в отличие от всех предшествовавших войн велись уже не одними надводными кораблями, а разнородными силами флота: надводными кораблями, подводными лодками и авиацией. Новые рода сил флота сузили границы использования надводных кораблей, ограничили круг решаемых ими задач, развеяли миф о всемогуществе больших надводных кораблей и наглядно продемонстрировали свои боевые возможности и способность принять на себя часть тех задач, которые до этого могли решаться только надводными кораблями.

Тем не менее и посте первой мировой войны строительство линейных кораблей крупными морскими державами являлось предметом соперничества в гонке вооружений. Как и раньше, мощь флотов, их способность решать боевые задачи, престиж морских держав определялись наличием линейных кораблей и крейсеров. Эти корабли по-прежнему признавались основой ударной мощи флотов. И хотя одновременно с развитием линейных кораблей продолжалось строительство авианосцев, совершенствовались подводные лодки, качественно и количественно росла авиация, считалось, что ни новые классы надводных кораблей, ни значительно возросшие боевые возможности таких новых родов сил, как авиация и подводные лодки, не смогут принципиально изменить сущность морского боя. Это не могло не сказаться на определении задач родов сил флота и разработке приемов их боевых действий.

Неудачное использование крупных артиллерийских кораблей в начале второй мировой войны флотами воевавших государств в большой мере объясняется несоответствием теории применения этил сил их реальным возможностям, а также тенденциозным изучением опыта прошлых войн и предвзятыми выводами из него. Это особенно отчетливо подтверждается стремлением английского адмиралтейства и немецко-итальянского командования достичь целей вооруженной борьбы на Средиземном море методами, не оправдавшими себя даже в первую мировую войну. Попытки организовать сражения эскадр в открытом море и таким путем добиться решительной победы в борьбе с морским противником не привели, да и не могли привести к успеху.

Участие в боевых действиях на море авиации и подводных лодок коренным образом изменило природу морского боя. Даже небольшие боевые столкновения многочисленных группировок надводных кораблей без участия авиации стали редкой случайностью. Боевые действия на море значительно усложнились и стали более разнообразными. Артиллерийская дуэль надводных кораблей уступила место сложному комплексу боевых действий, ведущихся разнородными силами флотов на поверхности моря, под водой и в воздухе.

Идея генеральных сражений, выигрываемых крупными артиллерийскими кораблями, была окончательно скомпрометирована. Из общего числа 37 потопленных надводными кораблями линейных кораблей, авианосцев и тяжелых крейсеров различных государств, только два линкора (из 7 потопленных в море) были уничтожены артиллерийским огнем линейных кораблей. Уничтожение артиллерийских надводных кораблей противника осуществлялось теперь силами флотов не в порядке выполнения самостоятельной задачи, а в системе защиты своих коммуникаций и борьбы па путях сообщения противника, при ведении десантных и противодесантных операций. Примерами этого могут служить бой у Ла-Плата, операции по уничтожению линейных кораблей «Бисмарк», «Шарнгорст» и многочисленные боевые столкновения в Средиземном опоре, а в последующем и в Тихом океане.

Эти боевые столкновения убедительно показали, что крупные артиллерийские корабли стали лишь относительной реальной силой в боевых действиях на море. Они являлись носителями больших потенциальных боевых возможностей только в том случае, если решали свои задачи в борьбе с себе подобным противником. Причем даже в этот случае крупные артиллерийские корабли были далеко не единственным и отнюдь не лучшим средством в борьбе с такими же кораблями противника. Более успешно эту задачу уже в то время могли решать авиация и подводные лодки, подтверждением чего служит разгром американского флота на Тихом океане в главной базе Пёрл-Харбор в декабре 1941 года. Японское командование осуществило операцию с широким использованием авианосной авиации, нанесшее чувствительный удар по американскому флоту и его престижу.

Кстати, вызывает серьезное возражение существующее мнение о том, что успехи японского флота в боевых действиях на Тихом океане в первой фазе войны явились следствием уничтожения значительной части линейных сил американского флота. Утверждать так — значит приписывать линейным кораблям не свойственные им заслуги и необоснованно возвеличивать их роль в прошедшей войне. Поражение американцев объясняется не потерей нескольких линейных кораблей в Пёрл-Харборе, а общей их неподготовленностью к войне и нерешительностью действий командования. Общеизвестно, что перелом в боевых действиях на Тихом океане наступил не в результате сосредоточения американских линейных кораблей в этом районе, а в результате развертывания их авианосных сил, т. е. фактически морской авиации.

Последующие боевые действия военно-морских флотов на Тихом океане, в которых принимали участие надводные корабли, характеризуются повышением роли авиации, особенно авианосной, ставшей врагом номер один для крупных артиллерийских кораблей. Авиация часто решала исход сражений в свою пользу задолго до того, как артиллерийские корабли успевали сблизиться с противником на предельную дальность стрельбы своих мощных, но оказавшихся беспомощными против авиации орудий.

Авиация воюющих государств в период второй мировой войны уничтожила до 41 проц. (вместо 1 проц. в первой мировой воине) боевых кораблей от общего числа их потерь. При этот, если в первой мировой войне от ударов авиации погибло всего несколько эсминцев и подводных лодок, то во второй мировой воине авиация уничтожила большое количество линейных кораблей, авианосцев и крейсеров. Ею выставлена основная масса и неконтактных донных мин.

Линейные корабли не оправдали надежды и при решении задач по нарушению морских коммуникаций. В первые годы второй мировой войны немецко-фашистское командование, имея в составе флота лишь 57 подводных лодок, предполагало решать задачу по нарушению морских коммуникаций противника надводными кораблями. На океанские просторы были направлены «карманные линкоры», линейные корабли и крейсера. Им предписывалось топить транспорты противника в обширных районах северной и южной Атлантики. Два «карманных линкора» и девять вспомогательных крейсеров потопили 190 судов, а линейные корабли и крейсера – 57 транспортов, авианосец, линейный крейсер, два крейсера и пять эскадренных миноносцев. Это были значительные потери, но они не могла привести к прекращению морских перевозок союзников.

Хотя английское командование вынуждено было направить для борьбы с немецкими надводным кораблями пять авианосцев, два линейных корабля, два линейных крейсера, четырнадцать крейсеров и большое число эскадренных миноносцев, это не вело к ослаблению англо-американского флота.

Когда немецкие рейдеры были уничтожены английским флотом, использование немцами оставшихся в строю надводных кораблей для нарушения морских коммуникаций было прекращено и эта задача полностью была переложена на подводные лодки.

Англо-американский флот в ответ на постоянно возраставшую активность немецких подводных лодок на коммуникациях последовательно наращивал интенсивность действий своих надводных кораблей. Других сил для защиты коммуникаций от ударов бурно развивавшихся подводных лодок и авиации в то время не было. Береговая истребительная и противолодочная авиация была способна вести борьбу с подводными лодками лишь в прибрежной зоне. Авианосцев было недостаточно, а строительство их во время войны не могло обеспечить потребности в силах противолодочной обороны. Использование имевшихся тогда подводных лодок для противолодочной обороны было нерациональным и недостаточно эффективным.

В связи с качественным и количественным ростом авиации, подводных лодок и минного оружия увеличился втрое по сравнению с периодом первой мировой войны ввод в строй надводных кораблей среднего и малого водоизмещения, имевших мощные средства противолодочной, противовоздушной и противоминной обороны. Численность кораблей этих классов продолжала расти, и они все в большей мере занимали ведущее место среди надводных кораблей. Круг же задач, решавшихся большими артиллерийскими кораблями, продолжал сужаться.

Для второй мировой войны был характерен резкий рост совместных действий сил флотов с сухопутными войсками. И хотя авиации, а в ряде случаев и подводным .лодкам принадлежала важная роль в совместных действиях, осуществить последние без надводных кораблей не представлялось возможным. Только для участия в десантных операциях за годы войны в Англии и США было построено несколько тысяч десантных судов различного назначения и более пятисот океанских десантных транспортов. Правда, в обеспечении высадки десантов все большую роль стала играть авианосная авиация. На большие же артиллерийские корабли возлагались задачи по обеспечению действий авианосцев и лишь часть задач по поддержке десантных войск.

Таким образом, опыт боевых действий флотов в годы второй мировой войны внес существенные поправки в распределение задач между родами сил флота, в определение роли и места кораблей различных классов в составе флотов.

Крупные артиллерийские корабли, и прежде всего линейные корабли и крейсера, уступили свою ведущую роль авианосцам, ставшим к концу войны основной ударной силой флотов США и Англии. Безвозвратно потеряв свое предназначение основной ударной силы флота, линейные корабли и крейсера стали силами обеспечения авианосцев. Так закончился путь «патриархов флотов. Другие классы надводных кораблей, и особенно корабли противолодочной обороны, противоминной обороны, ПВО, сторожевые корабли и десантные суда, стали более многочисленными, приняв на себя значительную часть задач по обеспечению авианосцев, по защите своих коммуникаций и системы базирования, по борьбе с подводными лодками и минами противника. При этом объем решаемых ими задач и размах использования кораблей значительно возросли по сравнению с первой мировой войной.

Несмотря на урока войны, в первые послевоенные годы в таких морских державах, как Англия и США, продолжалось строительство тяжелых артиллерийских кораблей, в том числе линейных кораблей и крейсеров. Но вскоре темпы их производства, взятые в годы войны, начали замедляться и основное внимание стало уделяться строительству ударных авианосцев. Между тем и этот класс надводных кораблей не лишен многих слабых сторон, присущих крупным надводным кораблям вообще. Авианосцы весьма уязвимы от ракет и торпед, применяемых подводными лодками и авиацией. Они представляют собой хорошие цели для крылатых ракет, так как их трудно замаскировать в походных и боевых порядках соединении. Наличие на авианосце больших запасов горючего и боеприпасов для самолетов создает опасность взрывов и пожаров при воздействии по нему любым оружием. Повреждения взлетной палубы и крен, вызываемые подводными пробоинами, серьезно отражаются на боеспособности авианосца и могут лишить его возможности принимать и выпускать самолеты.

Еще в большей мере уязвимыми окажутся авианосцы при применении по ним ядерных боеприпасов. От ядерных взрывов ударные авианосцы могут выводиться из строя даже в том случае, если взрывы произойдут на большом расстоянии.

Следует учитывать и то, что вся система управления авианосцами и палубной авиацией базируется на широком использовании радио и радиолокационных средств. Обилие различных антенных устройств, представляющих собой сравнительно непрочные конструкции, еще больше повышает уязвимость этих кораблей при ядерных взрывах на значительных удалениях.

Авианосные ударные соединения располагают ограниченными возможностями длительного пребывания в районе боевых действии. Для восполнения большого расхода материальных средств они нуждаются в специальных судах снабжения, которые также уязвимы от всех средств поражения.

Продолжающееся изменение условий вооруженной борьбы на море объективно ведет к отрицанию роли существующих крупных надводных кораблей. Развитие ядерного и ракетного оружия, радиолокации, телевидения, гидроакустики и других отраслей радиоэлектроники вносит коренные изменения в использование всех родов сил флота и в наибольшей мере влияет на применение надводных кораблей. Основываясь главным образом на данных иностранной печати, рассмотрим, в чем конкретно выражается это влияние.

Несмотря на то что по своему вооружению и другим показателям надводные корабли достигли большого совершенства, возможности их скрытного развертывания в районы действий значительно уменьшились. Их стало легче обнаруживать современными средствами разведки непосредственно при выходе из баз и подвергать ракетно-ядерным ударам в любом районе театра в различных гидрометеорологических условиях в светлое и темное время суток.

Весьма большую угрозу для надводных кораблей представляет современная авиация. Если раньше самолеты-бомбардировщики или торпедоносцы наносили удары по кораблям, находись в зоне зенитного огня последних, то теперь положение резко изменилось. Самолеты-ракетоносители могут использовать свое оружие по надводным целям с расстояний, значительны превышающих дальность полета зенитных ракет, выпускаемых кораблями.

Раньше отражение налета самолетов достигалось путем уничтожения хотя бы части из них. Теперь решить эту задачу подобным образок уже не представится возможным. Корабли вынуждены вести борьбу не с носителем оружия, а с самим оружием, имеющим сверхзвуковые скорости полета, совершенную аппаратуру самонаведения и несущим на себе мощные ядерные заряды. При этом уничтожение нескольких ракет в воздухе не отразится на полете других и не изменит их курса. Иначе говоря, чтобы отразить нападение ракет с воздуха, корабль должен быть способен полностью уничтожить ракеты или их носителей в большом удалении от себя. Решение же такой задачи связано с весьма большими трудностями даже при наличии значительного числа дальнобойных зенитных ракет.

Другим грозным противником надводных кораблей стали атомные подводные лодки. Благодаря внедрению атомной энергетики подводные лодки получили практически неограниченную дальность плавания с высокими скоростями подводного хода на больших глубинах, вследствие чего им уже не потребуется расходовать большую часть своей автономности на переход в район действий. Практически неисчерпаемые энергоресурсы позволяют атомным подводным лодках быстро переразвертываться в другие регионы, активно искать, длительно преследовать и неоднократно атаковать даже высокоподвижные группировки надводных кораблей, не говоря уже о конвоях.

Атомные подводные лодки все прочнее и прочнее завоевывают место главного рода сил военно-морского флота. Они способны решать боевые задачи в любом районе мирового океана. Причем удаление районов действий и продолжительность пребывания в них подводных лодок определяются теперь главным образом выносливостью личного состава и количеством оружия.

Действия подводных лодок по боевым кораблям и транспортам противника будут более эффективными, чем в прошлом. Если еще в годы второй мировой войны подводным лодкам приходилось преодолевать зону противолодочного охранения группировки кораблей или конвоев, экономить свои энергоресурсы, пренебрегая при этом некоторыми тактическими требованиями, то атомные подводные лодки способны прорвать зону охранения и атаковать цель на больших скоростях. В ряде же случаев они будут иметь возможность атаковать объекты противника и не прорывая его противолодочной обороны.

В иностранной печати отмечается, что появление атомных торпед значительно повышает эффективность торпедных атак, осуществляемых подводными лодками. При использовании тактик торпед отпадает необходимость добиваться прямого попадания в цель.

Таких образом, существенно меняется и тактика использования торпед. Если раньше, при использовании торпед с обычных зарядом, подводная лодка вынуждена была длительно маневрировать, стремясь занять вполне определенное положение по отношению к атакуемому, то теперь эта необходимость отпала. Атомная торпеда надежно поражает цель при любых углах встречи.

Возможности подводных лодок в борьбе с надводными кораблями еще в большей мере повышаются при вооружении их ракетами. Ракетные подводные лодки с атомной энергетикой могут наносить удары по конвоям и соединениям боевых кораблей в море с достаточно больших расстояний, часто превышающих глубину эффективной зоны противолодочной обороны.

Атомные подводные лодки имеют и другие важные преимущества перед надводными кораблями. В частности, они располагают более благоприятными возможностями для наблюдения за противником. Подводная лодка может выбрать наиболее выгодные условия для использования своих гидроакустических средств наблюдения, чего не в состоянии сделать надводные корабли, даже ведущие поиск подводной лодки. Благодаря этому важному обстоятельству подводная лодка может обнаружить и атаковать надводные корабли задолго до того, как будет обнаружена ими сама.

Надводные же корабли ограничены в использовании своих средств наблюдения за подводными лодками и, не имея значительного превосходства в скорости над подводным противником, не всегда смогут применить свое противолодочное оружие.

Иначе говоря, способность надводных кораблей самостоятельно вести борьбу с подводными лодками уменьшилась. Чтобы восполнить эту слабую сторону надводных кораблей, для борьбы с подводными лодками стали привлекать противолодочные самолеты и вертолеты. Надводные корабли в современных условиях способны вести поиск и уничтожать подводные лодки противника только во взаимодействии с другими родами сил флота. Их былая монополия в решении этой задачи стала достоянием истории.

Слабость крупного надводного корабля заключается не в непригодности его оружия, которое может быть самым современным и достаточно мощным, а в том, что он практически не может использовать это оружие для борьбы с подводной лодкой, будучи в то же время сам плохо защищен от нее. Такой корабль представляет собой выгодный объект для применения по нему ядерного оружия, причем более простыми методами, чем по подводным лодкам и самолетам.

Нерациональность крупного надводного корабля как носителя ракетно-ядерного оружия особенно отчетливо проявляется при сравнении его качеств с качествами подводных лодок и самолетов, которые способны нести такое же оружие, как и он, оставаясь в то же время менее уязвимыми от средств противника.

Значительное влияние на использование надводных кораблей оказывает оснащение береговой обороны ракетной техникой. Многие корабли, предназначавшиеся ранее для действий в прибрежных водах противника, ныне утрачивают эту способность. Крылатые ракеты, установленные на побережье, могут явиться серьезным предупреждением любым кораблям, которые попытались бы в современных условиях войти в зону их огня, чтобы нанести удар по какому-либо береговому объекту. Этим существенно ограничиваются возможности надводных кораблей в высадке десантов и непосредственной поддержке войск, действующих на побережье.

Однако, несмотря он перечисленные трудности использования надводных кораблей, нельзя сказать, что они полностью утратили свое боевое значение. Вооружение надводных кораблей различными ракетами и средствами радиоэлектроники наряду с совершенствованием самих кораблей значительно повышает их боевые возможности, в силу чего они могут найти применение при решении некоторых задач и в современных условиях.

Теперь даже малые корабли, вооруженные ракетами, стали способны наносить поражение большим кораблям. При этом бронирование кораблей и другие средства защиты от оружия практически не будут оказывать влияния на исход боевого столкновения. Этим полностью отвергается веками утверждавшийся принцип использования надводных кораблей только для борьбы с себе подобными и «равнозначными» кораблями. Любой корабль, имеющий самое сильное современное оружие, мощную броню и совершенные средства защиты, может быть уничтожен даже небольшим катером, способным выпустить ракеты, если он не будет надежно защищен кораблями охранения. Более того, корабли небольшого водоизмещения, имеющие малую радиолокационную контрастность и могущие благодаря этому сблизиться с большим кораблем на дальность полета выпускаемых ими ракет, будут обладать важным тактическим преимуществом над противником.

Малый боевой надводный корабль, оснащенный современной гидроакустической аппаратурой и несущий на себе мощное дальнобойное противолодочное оружие, действующий совместно с вертолетами и самолетами противолодочной обороны, продолжает оставаться опасным противником подводных лодок.

Вооружение кораблей зенитными ракетами, что сейчас наблюдается в американском, английском и других флотах, уменьшит зависимость этих кораблей от постоянного прикрытия с воздуха истребительной авиацией. Это позволит им удаляться от побережья или от авианосцев, несущих на себе истребители.

В настоящее время во флотах капиталистических стран надводные корабли оснащаются новым оружием, средствами радиоэлектроники и другими средствами, позволяющими использовать эти корабли в условиях ракетно-ядерной войны. Во флоте США уже переоборудованы под носители зенитных ракет два тяжелых крейсера, один легкий крейсер и один эскадренный миноносец, приспособлены для запуска крылатых ракет «Регулус I» четыре тяжелых крейсера, ведется постройка атомного крейсера «Лонг-Бич», способного нести на себе ракеты «Поларис».

Как известно, для стран НАТО первостепенное значение имеют океанские перевозки, поэтому в этих странах значительное внимание уделяется строительству надводных кораблей, способных защищать транспорты на переходе в океане от нападения подводных лодок и авиации. Особенно интенсивное строительство этих кораблей развернулось после того, как была выявлена возможность применения подводными лодками ракет. На разработку противолодочных средств, в том числе и надводных кораблей, страны — участницы НАТО ассигнуют крупные суммы. Только в США для этой цели ежегодно выделяется около 4 млрд. долларов и привлекается более 200 частных фирм{1}.

По состоянию на 1 января 1960 года в ВМС капиталистических государств насчитывалось более 1900 надводных кораблей, имеющих вооружение для борьбы с подводными лодками, в том числе: 9 фрегатов, 612 эскадренных миноносцев, 985 сторожевых кораблей и 342 корабля ПЛО. Кроме того, флоты этих стран имеют большое число авианосцев{2}.

Развернув строительство противолодочных кораблей с оснащением их новейшим оружием, американо-английское командование преследует отнюдь не оборонительные цели. Противолодочные силы развиваются им в первую очередь для обеспечения использования соединений других кораблей, предназначенных для агрессивных действий на море, и прежде всего авианосных ударных соединений, которые считаются основой ударной мощи флота США.

Показательным для определения характера боевых действий на море в будущей войне и роли в них надводных кораблей является воссоздание флота Западной Германии, в составе которого предусматривается иметь в основном противолодочные корабли, тральщики, торпедные катера и десантные корабли. В аналогичном направлении создается и флот Японии. Что касается бывшей «владычицы морей» — Великобритании, то и ее флот почти полностью превращен во флот противолодочной и противоминной обороны. Наступательные задачи английское адмиралтейство намеревается решать своими немногочисленными ударными авианосцами, используя их вместе с американскими.

Современные надводные корабли, хотя и имеют достаточно эффективное оружие и более совершенные тактические свойства, чем их предшественники периода второй мировой войны, уже не являются, как указывалось выше, наиболее эффективным средством борьбы с подводными лодками. Наряду с ними продолжают развиваться и другие средства противолодочной обороны, эффективность которых в ряде случаев выше, чем надводных кораблей. Если в годы первой мировой воины на долю надводных кораблей приходилось 47 проц. всех потерь подводных лодок, то в годы второй мировой войны эта цифра уменьшилась до 37,6 проц. Правда, в абсолютном выражении соотношение потерь выглядит несколько иначе — в первой мировой войне надводными кораблями было потоплено 178, во второй —658 немецких подводных лодок, но во второй мировой войне в борьбе с немецкими подводными лодками участвовало примерно в три раза больше надводных кораблей, чем в первой. Заметное уменьшение процентов потерь в подводных лодках от надводных кораблей свидетельствует о снижении удельного веса последних среди других родов сил флота, участвующих в борьбе с подводными лодками.

Боевые возможности современных противолодочных надводных кораблей по сравнению с периодом второй мировой войны возросли намного меньше, чем возможности подводных лодок; уязвимость же их от оружия, используемого подводными лодками, резко повысилась. Так, если за всю первую мировую войну подводными лодками было потоплено лишь несколько противолодочных кораблей, то в годы второй мировой войны на долю подводных лодок приходится более 15 проц. потерь в этих кораблях. Современные подводные лодки имеют еще более эффективное оружие для борьбы с надводными кораблями.

Усиленное внимание к строительству надводных кораблей в зарубежных флотах объясняется тем, что сейчас еще нет практической возможности полностью заменить надводные корабли подводными и воздушными силами при решении задач противолодочной, противовоздушной и противоминной обороны, особенно при защите морских коммуникаций от нападения подводных лодок и авиации противника.

За надводными кораблями остается и решение таких задач, как поиск и уничтожение мин. Принципиальных изменений в составе минно-тральных соединений флотов по сравнению с прошлой войной не отмечается, но внимание к вопросам противоминной обороны возросло во всех флотах. Как в английском, так и в американском флотах после войны в Корее значительно активизировалось строительство тральщиков в предвидении того, что в будущей войне минное оружие найдет самое широкое применение как средство блокады и затруднении деятельности всех корабельных си флота.

В настоящее время в американском флоте делаются попытки вести поиск и траление мин с помощью вертолетов. Но, как это явствует из печати, использование вертолетов взамен кораблей не дает пока существенных результатов. Вертолеты оказались способными лишь разрежать минные заграждения, но не уничтожать их. Поэтому до настоящего времени надводные корабли продолжают оставаться единственным средством борьбы с минной опасностью на морских театрах.

Надводные корабли найдут применение для высадки морских десантов. И хотя роль кораблей в высадке подразделений первого броска на побережье будет продолжать уменьшаться, так как все больше находит применение так называемыей «вертикальный охват», т. е. высадка вертолетных и парашютно-посадочных десантов, полностью отказаться от надводных кораблей еще долго не представится возможным. Они будут использоваться для доставки десантам тяжелой боевой техники, транспортировка которой самолетами не всегда возможна, а также для перевозки значительных контингентов войск и различных грузов, необходимых десанту, высадившемуся на побережье противника.

Для поддержки десантов при высадке и охранения их на переходе морем, а также для обороны противолодочных кораблей, ведущих борьбу с подводными лодками, в американском флоте создаются специальные корабли с ракетным вооружением. К ним можно отнести атомные фрегаты типа «Бейнбридж», оснащенные ракетами «Терьер» и противолодочным оружием. Радиус их действия при высокой скорости хода будет весьма большим. Для этой же цели строятся эскадренные миноносцы-ракетоносцы, прототипом которых является ракетный корабль «Генри Вильсон». На этих кораблях имеется установка для запуска зенитных ракет «Тартар» с боезапасом в 42 ракеты и два 127-мм автоматических орудия для стрельбы по малым надводным кораблям и береговым целям. В постройке находится 13 кораблей этого типа, которые предназначаются для непосредственной защиты амфибийных сил, прикрытия поисково-ударных групп ПЛО от нападения надводных кораблей, а также для обороны конвоев на переходе морем. Эти корабли могут быть использованы и для действий на морских коммуникациях противника{3}.

В составе военно-морских флотов различных государств продолжают оставаться в строю и другие надводные корабли специальной постройки или переоборудованные из старых и приспособленные для использования в боевых действиях на море в условиях ракетно-ядерной войны.

Как следует из сказанного, надводные корабли, особенно новой постройки, могут привлекаться к участию в решении таких задач, как поиск и уничтожение подводных лодок противника, оборона конвоев и транспортов на переходе морем, обнаружение и уничтожение минных заграждений, обеспечение высадки десантов, перевозки войск и техники и другие. Применительно к этим задачам ведется строительство различных кораблей специального назначения.

Таким образом, уступив роль основной ударной силы подводным лодкам и авиации и приняв на себя решение задач по обеспечению действий других родов сил флота, надводные корабли продолжают занимать важное место во флотах различных государств и представляют реальную боевую силу, способную решать ряд задач на море. Боевые действия сил флота в будущей войне, если ее развяжут империалисты, будут проводиться с широким участием надводных кораблей воюющих сторон.

Борьба с надводными кораблями займет важное место в системе боевой деятельности флотов. Уничтожение надводных кораблей будет способствовать созданию благоприятных условий для использования других родов сил флота при решении ими боевых задач.

Поэтому дальнейшая разработка способов борьбы с надводными кораблями продолжает оставаться одной из важных задач военной теории и практики боевой подготовки флотов всех морских держав.

1. «Missiles and Rockets», August 10, 1959.
2. «Janes Fighting Ships 1959-1960», London.
3. «The Engineer», December 4, 1959, pp. 724-725.

В известном смысле, очередная реинкарнация "молодой школы" конца 19-го века.

С уважением, Пауль.