От Jager01 Ответить на сообщение
К All
Дата 28.04.2015 02:16:20 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

Еще немного о Пантерах (Курск)

В двухтомнике Repairing the Panzers автора Lukas Friedli есть часть, посвященная именно Пантерам.
В частности, там приводится выдержка из рапорта Генерал-инспектора танковых войск Цейтцлеру, в котором основными причинами высоких потерь называются тяжелые бои сами по себе и совершенно недостаточная выучка экипажей.
Однако, здесь ничего нового нет.

Другую интересную причину сниженной боеготовности обоих Пантерьих батальонов по ходу сражения называет подполковник Reinhold, прикомандированный к 4 ТА, в рапорте от 26 июля:
I-Dienste обоих батальонов работала очень хорошо. Каждаый день ремонтировалось около 25 Пантер. Однако, была нехватка запчастей из-за высоких потерь. Большую помощь оказывал воздушный транспорт из Германии особенно двигателей и бензонасосов. Ситуация улучшилась с запуском Blitz-Pfeil Transporten специальных экспрессов с запчастями.

Известна таблица по наличию танков в 39 танковом полку на разные даты в июле и августе.

Дата-----Боеготовы-----В ремонте-----Списаны-----Всего
10.07--------38-----------131-----------31---------200
20.07--------41-----------101-----------58---------200
31.07--------20-----------108-----------84---------212
11.08--------9------------47-----------156---------212

Наиболее интересным является документ об эвакуации подбитых и поврежденных Пантер, написанный 20 июля Abteilung V Pz.AOK.4 и связанный с начавшимся 18 июля отводом частей. Из него видно формирование безвозврата, пришедшегося непосредственно на немецкое наступление. Приведу его полностью. Перевод мой.

1. 3-я Танковая эвакуационная рота совместно с 552-м Танковым эвакуационным взводом, находящиеся в пункте выгрузки Ново-Борисовка, были подняты по тревоге 17 июля. Из 5 Батальона поступило приказание вывести все имеющиеся Zgkw.18t к рассвету в район Верхопенье.
2. Далее было приказано первым делом эвакуировать все танки из этой зоны к линии, проходящей с востока на запад по южному берегу реки Пена до утра понедельника.
3. На 18 июля 14 Zgkw.18t Танковых эвакуационных частей, помянутых в п. 1 были задействованы, 2 Zgkw.18t были все еще на марше ив направлении Чарков и прибыли в ночь на 19 июля. Также были задействованы 19 Zgkw.18t непосредственно от 39 Танкового полка.
4. Проблема была не в нехватке тягачей. В нормальных условиях можно было перебросить за установленную линию все танки даже с этим количеством тягачей. Но командование 48 ТК приказало проводить эвакуацию на линию, с которой началось наступление. Тягачи и I-Dienste 39 Танкового полка, знавшие точное расположение поврежденных танков, эвакуировали их на ближайшую установленную линию, а отдельные армейские части забирали технику дальше в тыл.
5. 18 июля в 2 часа дня командир 3-й Танковой эвакуационной роты сообщил, что обездвиженные танки могут быть эвакуированы на стартовые позиции, с которых началась операция, вовремя. В то же время, он заметил, что среди сломавшихся танков многие имеют повреждения подвески и ходовой и стоят на мягкой почве под особенно сильным вражеским огнем и эвакуированы быть не могут. Следовательно, должны быть подготовлены к подрыву.
6. Нужно отметить, что 52 танка все еще не были эвакуированы, потому что 39-й Танковый полк находился в постоянном движении и подбитые танки оставались все дальше и дальше от линии фронта. Планировалось, что ремонтные подразделения перебросятся вперед и позаботятся об этих машинах на месте. Эвакуация столь тяжелых танков трудна и это единственный способ сохранить тягачи.
7. Из-за быстро меняющейся ситуации все должны быть задействованы в эвакуации с фронта оставшихся там танков. Однако, эвакуация не относится к полностью сгоревшим безвозвратным потерям.
8. Сильная гроза 18 июля размыла дороги и почву и серьезно затормозила эвакуацию. В нормальных условиях для одной Пантеры требовалось 3 Zgkw.18t, в сложных и того больше. Из-за нехватки запчастей и серьезных повреждений ходовой части ремонтники снимали элементы подвески и ходовой с тяжело поврежденных танков, чтобы восстановить менее поврежденные.
9. Более того, зона должна была быть очищена быстрее, чем планировалось.
10. Тогда было решено, что 52 сгоревших танка будут подготовлены для подрыва. Это были в основном безвозвратные потери. Согласно показаниям специалистов 7 танков как минимум могли быть восстановлены в ходе капремонта. Командир полка лично отобрал машины, которые пришлось взорвать.
11. Подрыв включал орудие, башню (которая чаще всего отлетала) и корпус, остававшийся целым несмотря на использование самых мощных зарядов.
12. 7 танков взорвать не удалось, т.к. они находились под сильным огнем артиллерии. Эти танки были почти все сгоревшие или тяжело поврежденные.
13. Благодаря неустанным усилиям эвакуационных частей перемещение танков шло гладко несмотря на проблемы с погодой.
14. 18 июля еще 6 Zgkw.18t были выделены Группой Армий. Однако они прибыли только 23 июля.
15. 48 часов было дано на перемещение с первой линии на позиции начала наступления. Процесс начался вечером 21 июля. Времени хватало на полную очистку зоны от поврежденных танков. Например, уже 19 июля в ремонтных зонах I-Gruppen не осталось поврежденной техники.
16. Это ясно демонстрирует, что подрыв 56 танков и потеря 7 танков, попавших в руки врага не взорванными, есть результат неожиданно быстрого отступления, погодных условий и воздействия противника, а не недостаточно расторопной работы эвакуационных подразделений.
17. В результате этого боевой состав 39 Танкового полка можно описать так:
41 танк боеготов;
85 танков в ремонте в полковом I-Dienste (а именно 52-го батальона);
16 танков с серьезными повреждениями отправлены в H.Pz.Za. Magdeburg-Konigsborn.
56 танков сгорели 7 из них достались противнику не подорванными 19 июля.
2 танка сгорели преде наступлением из-за пожаров двигателя.
Всего 200 танков.

В приложении к отчету о наличии техники 51-й Танковый батальон дает причины безвозвратных потерь за 10 августа
5 Пантер
1,5 км севернее Алисова
Полностью вышли из строя из-за танкового и ПТ огня.

Приложение от 20 августа дает такие потери:
4 Пантеры
2 км южнее Ахтырки
Полностью сгорели от вражеского огня
3 Пантеры
Восточнее Тростянец
Полностью сгорели от вражеского огня
2 Пантеры
Восточная окраина Ахтырки
Попадание ПТ снаряда в двигатель, сгорел
Поломка трансмиссии
2 Пантеры
Kudriewy, на шоссе Ахтырка-Богодухов
Полностью вышли из строя от огня противника, танки подорваны.


Таким образом, можно выделить несколько тезисов:
Безвозвратные потери в результате Цитадели, которые понесли батальоны Пантер не столь уж катастрофичны, всего четверть машин.
Ремонтные и эвакуационные службы немцев работали хорошо, даже при недостатке адекватных средств тяги. имей они достаточно времени, безвозвратные потери оказались бы еще ниже. А в войска пошло бы больше гибридов Ausf D с башней от Ausf A.
Почти в 100% случаев, причиной безвозвратной потери явились наши снаряды, а не технические дефекты молодой конструкции.
Стоит признать, что несмотря на неподготовленность экипажей, мягко говоря странное управление и организацию, танк сам по себе продемонстрировал достойную боевую устойчивость в условиях крайне плотного и технически современного противодействия.