От Jager01 Ответить на сообщение
К All
Дата 03.04.2015 01:47:00 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; ВВС; Версия для печати

Авиация против немецких танков. На примере.

Здравствуйте.
За последнее время на форуме появлялись дискуссии об эффективности союзной ИБА, возможностях немецкой ЗА и МЗА, наконец, интересная статья Александра и Андрея с боевым примером авиация против танков.
Все эти вопросы в некоторой степени освещаются на довольно известном примере удара американской ИБА по колонне боевой группы Пайпер 18 декабря 1944 года в районе деревни Шенё.

В этот день Пайпер, получив накануне взорванный у себя под носом мост в Труа-Пон, устремился на север, прошел по северному берегу Амблев через Ла Глез и около 13.30 колонна его боевой группы, возглавляемая 2м взводом 1й роты 1го танкового полка СС (Oscha. Strelow) достигла моста через Амблев в районе деревни Шенё. Видя неповрежденный мост, танкисты ринулись к нему, по пути убив и ранив пулеметным огнем нескольких гражданских (будучи несколько фрустрированным Труа-Поном и имея приказ стрелять по всему, что движется, СС-овцы с радостью расстреливали патроны, хотя видимость была хорошая и отличить гражданских было легко, с другой стороны на месте гражданских я бы постарался побыстрее исчезнуть с пути надвигающейся танковой колонны). Мост был захвачен невредимым, и голова колонны начала подниматься на холм к Шенё по извилистой дороге. В это время из разрыва в плотной облачности почти на высоте деревьев вывалился самолет, дал короткую очередь и ушел обратно вверх. Это колонну обнаружил командир 386 Fi Squadron 365 Fi Group "Hell Hawks" (на Тандерболтах) майор G.E. Brooking.

Надо сказать, что колонна боевой группы была обнаружена уже незадолго до полудня Пайпер Кэбом и с этого момента несколько самолетов неотрывно следили за колонной, что раздражало немцев. В конце концов не выдержал расчет нового Дриллинга, установленного на БТР, они обстреляли один из самолетов, заставив его отвалить с дымным следом. За ним ушли и остальные следящие, после чего последовал удар с воздуха.

Удар не был местью за подбитого, потому что задачу на вылет Brooking получил еще в 12.30 с формулировкой "оказывать непрерывное воздействие на немецкую колонну, прорывающуюся через Ставело". Brooking в этот день вел White Flight из четырех самолетов. (В тот день еще два звена 386 Fi Sq не нашли колонну из-за погоды и вернулись, а третье, похоже, отбомбилось по своему 110 AAA Gun Bn.) Выход на колонну был для него неожиданным, как и для противника. Позже в интервью он сообщил, что на земле при виде его самолета началась дикая суматоха и куча-мала. Обнаружив немцев и вернувшись за облака, он тут же вызвал свое звено, и они атаковали голову колонны около Шенё. Самолеты бросали 500-фунтовые бомбы с замедлением 8-15 сек. Brooking отметил, что его бомбы разорвались прямо среди головной группы танков. В результате оказалась обездвижена Пантера 131 Oscha. Thomas, перевернут Швиммваген, подбиты несколько БТР из 10 роты 2го панцергренадерского полка СС.
Сам Пайпер оценил свои потери 2-3 танка и 5 БТР. Достоверно известно, что в безвозврат из танков отправилась только Пантера 131. По словам пленного солдата СС 10 рота потеряла 4 БТР (2 из них достоверно остались возле моста). Он же сообщил о трех подбитых танках. Видимо, два были лишь повреждены и смогли продолжить движение. Командир 1й роты 1го танкового полка СС Ustuf Hennecke потерял двоих из экипажа ранеными вне танка и получил приказ перейти на другой танк. Вероятно, его Пантера 101 была среди поврежденных.

Несколько ферм и школа в Шенё по свидетельству местного историка S. Fontaine были тут же превращены в пункты первой помощи, причем на одной ферме находилось до 40 раненых немцев.

Самолеты прошли вдоль всей огромной колонны, босая бомбы и поливая огнем пулеметов, но не безнаказанно. Им противодействовали два Вильбервинда из 10.(Fla) роты 1го танкового полка СС и некоторые самоходные зенитные орудия из состава le.Fla.Stu.Abt.84, который был включен в боевую группу для целей ПВО (всего 24 установки из них 6 Фирлингов). По свидетельству командира одного из зенитных танков Karl Wortmann зенитки вели бешеный огонь, срывая прицельное бомбометание. Wortmann после отражения налета получил личную благодарность от Пайпера (Пайпер пережидал налет в маленьком бельгийском бункере у моста, полном грязной воды. Появившись в жалком виде, был осмеян своим подчиненным Пёчке).

Зенитчикам удалось подбить Тандерболт лейтенанта Price, который пустил дым и сел на брюхо возле Фэймонвиль. Самолет капитана Wells'а тоже пускал дым и был отправлен под эскортом третьего самолета на ближайший аэродром Бирсет. Два оставшихся самолета тоже имели повреждения.

Brooking покинул место боя только в 15.00 до последнего наводя оставшиеся звенья своей эскадрильи. 387 Fi Sq появился над целью когда Brooking уже уходил. Все 16 Тандерболтов находились в районе цели до 16.20, сосредоточившись на хвосте колонны между Коо и Ставело. Хвост был хорошо прикрыт самоходными зенитками, поэтому существенных результатов истребители не достигли, но и сами не потеряли ни одного самолета. (Вероятно им можно засчитать один КТ, оставшийся с поврежденной гусеницей возле Мулин Марешаль).

Итак, заявки и потери.
Американцы при одном потерянном самолете и трех достоверно поврежденных заявили
56 грузовиков уничтоженными, 6 возможно и 5 поврежденными, 15 танков уничтоженными, 8 поврежденными. Затем еще 55 танков и грузовиков уничтоженными и 21 поврежденными, а в целом 126 разных машин уничтоженными, 6 вероятных и 34 поврежденных.
Достоверные немецкие потери составили 4-5 БТР, несколько автомашин и одну единственную Пантеру 131.

Главным результатом же явилось то, что задержка обернулась для Пайпера очередным взорванным перед носом мостом у Нефмулена и окончательным крахом его многообещающего наступления.