Re: Это весьма
>Но вот это вполне "рабочий" документ, отрывок из "Наставления господам пехотным офицерам", написанного М.С, Воронцовым и отредактированного П.А. Багратионом в 1812 году:
>"Офицерам не довольствоваться одной перестрелкой, не высматривать удобного случая, чтобы ударить в штыки, и пользоваться сим, не дожидаясь приказания; при таких ударах всегда должно собою пример показывать и ударить в штыки с криком "ура" для того, дабы криком возбудить внимание батальонного или полкового начальника, который тотчас обязан туда приехать, чтобы увидеть, нужно ли его подкреплять, или заставить его опять взять прежнюю позицию. Прочим офицерам, командующим другими частями, по сему крику "ура" отнюдь не оставлять своих назначенных позиций; <...> Во всех сих атаках на штыках нужно, чтобы солдаты кричали "ура" для знаку прочим колоннам, что они дерутся удачно и наступательно, и для приведения неприятеля в робость; иначе же и стоя на месте никогда "ура" кричать не нужно ибо от того вместо пальбы бывает только беспорядок".
А вот из приказа Барклая перед Бородинской битвой:
"В атаках, на неприятеля производимых, войскам воспретить кричать ура, разве что в десяти уже от неприятеля шагах, тогда сие позволяется. Во всяком другом случае взыщется строго."
А вот мнение Ланжерона:
"Эти крики ура, которые похожи на вой, любимы русскими солдатами и покровительствуются некоторыми офицерами, а также многими генералами, которые полагают, по ошибке, что этот шум воспламеняет отвагу; конечно, русские солдаты от природы слишком храбры и без того, чтобы были нужны другие средства для людей, которые отличаются в высшей степени национальным самолюбием и повиновением. Если бы эта храбрость не была известна в Европе, можно было бы подумать, что есть потребность возбуждать ее воплями дикарей.
Князь Прозоровский говорит с основанием, что эти крики победы служат часто для того, чтобы самим быть разбитыми, и всегда приводят к тому, что [люди] теряют голову, мешают подчиненным слышать и слушать своих начальников."