|
От
|
Николай Поникаров
|
|
К
|
Booker
|
|
Дата
|
18.03.2015 09:40:12
|
|
Рубрики
|
Флот;
|
|
А что Гиляй не выдумал? :)
День добрый.
Но в первые послереволюционные годы могло быть что угодно.
> Дальше - "вся жизнь в море", включая революционную деятельность. В 1923 году (ему 45 лет) он появляется в Питере, причём в анкете указывает должность: штурман дальнего плавания.
Вряд ли Касьян мог стать штурманом до революции: для поступления в мореходные классы нужно было образование в объеме городского училища (или нескольких классов гимназии). Была, правда, лазейка - приготовительная морская школа перед мореходными классами, но очень вряд ли Касьян мог себе позволить так долго учиться.
Самое же главное - вакансий для судоводителя в России было очень и очень мало. "Поздно стартовавший" выходец снизу не имел никаких шансов. Провести "всю жизнь в море" матросом теоретически мог, хотя опять-таки русских судов дальнего плавания было мало.
После революции формально ничего не изменилось. Но где-то с 1920 в морских техникумах (так стали называться классы) появились рабочие отделения. Туда брали матросов со стажем, теоретическая подготовка сокращенная. Грамотный человек, тем более большевик, мог пройти и без формального образования.
Наконец, при общем дефиците кадров, должность помощника капитана мог запросто получить простой матрос без всяких техникумов. А там уж пиши в домовой анкете что хочешь.
Такой вот факт: в 1932-33 годах из Владивостока на Колыму отправился караван судов. Была тяжелая зимовка. В ходе ее для команд был организованы курсы повышения квалификации ("Техникум").
Группа штурманов дальнего плавания – всего 12 ч. Испытания выдержали всего 12 чел. По рабочему стажу: двое имеют до 18-ти лет, остальные не ниже 4-х лет. По общему образованию: 1 штурман малого плавания, остальные – слушатели Владивостокского морского техникума; по занимаемым должностям: 2 помощника капитана, остальные матросы 1-го класса. По партийности: 3 члена ВКП(б), один кандидат партии, 7 комсомольцев и 1 беспартийный. Как видите, даже тут нет людей без формального образования, но один помощник капитана - без диплома.
>Вопрос: а не выдумал ли историю дядя Гиляй? Всё же именно штурмана должны много чего знать и уметь
На тот момент "штурман дальнего плавания" = судоводитель, этот диплом позволял стать помощником капитана, и дальше дорасти до капитана.
>С уважением.
С уважением, Николай.