|
От
|
Вулкан
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
15.03.2015 21:21:30
|
|
Рубрики
|
11-19 век; Флот;
|
|
Призовые деньги как стимул
Приветствую!
Почему же в Англии призовые деньги стали стимулом, в меньшей степени - стали во Франции, а в других странах - нет?
Как мы помним, в Англии с 1708 по 1808 год принцип дележа был такой - в призовой суд делается платеж от 1400 (за корабль I ранга) до 400 (за корабль от 6 ранга и ниже) фунтов, и вся сумма приза делится между экипажем в следующей пропорции:
Капитан – 3/8 (в случае, если на борту был адмирал – то 1/8 – ему, 2/8 - капитану);
Капитан морских пехотинцев, лейтенанты, мастер, врач – 1/8;
Лейтенанты морских пехотинцев, писарь (секретарь капитана), помощники мастера, каппелан – 1/8;
Гардемарины, унтер-офицеры, помощники унтер-офицеров, сержанты – 1/8;
Остальные – 2/8.
К середине XVIII века английские призовые суды очень вольно толковали призовое право, захватывая суда не только противников, не только нейтралов, но и союзников. Дело вылилось в очень большой скандал, когда прусский король Фридрих II в виде репрессалии за захват судов прусских подданных отказался до освобождения задержанных судов уплачивать английским кредиторам проценты по Силезскому займу, считая для себя необязательными постановления английских призовых уставов. А это, на минуту - 12 миллионов гульденов.
Во Франции система дележки была - черт ногу сломит. В ордонансе Кольбера от ноября 1672 года дележ регламентируется следующим образом. 3/5 добычи - королю. 1/5 - адмиралу Франции.Оставшаяся 1/5 часть делится следующим образом:
Капитан - 1/3
Офицеры - 1/3
Матросы 1/3.
Позже эта система неоднократно менялась, впоследствии доля экипажей поднялась до 1/3 (1765), потом даже до 2/3 (1798-й, но там реально делилась 1/3, еще 1/3 шла на счет погибшим и увечным), однако во всех случаях расчеты там были адские. Если интересно - потом приведу случай 1711 года, где делилось 1 298 007 ливров 18 солей 6 денье. Нам интересен сам факт.
В России в 1720 году дележ призовых денег регламентировал Морской Устав. Согласно ему Его Царскому Величеству из 100 полагалось 62 доли, 10 - генерал-адмиралу, 3 - вице-адмиралу, 25 долей офицерам и матросам. В 1719-м году Петр решил увеличить свою долю, до 65.75, а долю матросов и офицеров уменьшить до 21,25. Естественно на таких условиях особо рисковать жизнью никто не хотел, арматоров, держащих каперские эскадры, по типу Франции и Англии, не появилось. В 1787 году Екатерина II издала "Правила Партикулярных каперев", где приводила дележ к французскому образцу, но военного флота он не касался.
Ну а в 1808-м году вообще произошло запредельное - эскадра Сенявина, которую царь Александр II просто забыл, возвращалась на Балтику, и была застигнута штормом в порту Лиссабон. На ее борту находилось более 1 миллиона золотых червонцев - призовые деньги, из которых 600 тысяч принадлежали царю, 100 тысяч - адмиралу флота, и 350 тысяч - командам. В Лиссабоне русских блокировали англичане, и Сенявин, не находя выхода, заключил договор с британским адмиралом Коттоном, передавая эскадру на сохранение британцам, с тем, чтобы после войны корабли и экипажи были возвражены в Россию, а за сгнившие корабли заплатили бы как за новые. Александр I посчитал сам факт такого договора позорным, и... просто отказал и Сенявину, и экипажам в выплате призовых, вернее решил удержать выплату на неопределенный срок. В 1812 году англичане вернули деньги, корабли и экипажи, но матросы и Сенявин денег так и не получили. Устав ждать справедливости в 1817 году Сенявин подал судебный иск по выплате и прошение к царю выплатить деньги. Рассматривали вопрос три года, и просьбу удовлетворили в 1821 году.
Конечно лорды тоже любили крутить деньгами, но в Англии НИКОГДА выплата призовых не затягивалась на 13 лет! К тому же - понятно если бы наказали просто Сенявина, так наказали все экипажи!
Наконец - американский флот. Там не мудрствуя лукаво решили пойти по английскому пути - Конгресс решил, что все деньги, в которые оценен приз и груз (в случае, конечно, если этот приз можно продать или принять на службу), будут делиться между моряками. В призовой суд платился только фиксированный сбор, пошлина за предоставление на суд захваченного имущества.
Капитан получал 43%
Лейтенанты - 19%
Унтер-офицеры - 24%
Матросы - 14%.
Тем не менее все-таки самыми знаменитыми являются французские корсары, который получали доли меньше, нежели американцы или англичане. Скорее всего учитывать только денежную составляющую нельзя, надо учитывать и другие факторы (например, отсутствие своей морской торговли и наличие под боком богатой большой морской коммерции противника), и скорее всего эти другие факторы гораздо важнее, нежели регламенты выплат.
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота