|
От
|
sss
|
|
К
|
Вулкан
|
|
Дата
|
26.02.2015 10:55:49
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Популярность кальвинизма (равно как прочих реформатских церквей)
...ИМХО имела сугубо прагматическую основу.
Католицизм - типичная "дорогая" церковь. С десятиной, бенефициями, землями и иерархами-феодалами, "князьями церкви". Даже внешне, наглядно для каждого, избыточно, вызывающе роскошная - с грандиозными культовыми сооружениями, впечатляющими службами, золотыми ризами и сосудами, и прочим. С многочисленными служителями и монашествующими, явно сыто и хорошо живущими (относительно тогдашних стандартов жизни, когда для очень немалой прослойки людей просто сытно пожрать было за счастье).
Реформатские церкви - типично "дешевые", без соборов со шпилями до неба или золотыми куполами и златых риз. Со служителями из народа, а не из Рима (ну в идеале, по крайней мере).
Само собой, для любого буржуа популярность "дешевой" церкви представляется достаточно самоочевидной - независимо от писаний её отцов, а просто по итогам осознания того, что "дорогую" церковь надо содержать во всем её блеске своими собственными деньгами. отчуждаемыми от оборота или просто от потребления на себя любимого.
Для бедняка же едва ли не еще сильнее - из-за осязаемой несправедливости содержать многочисленных попов и легион монашествующих в то время как самому зачастую приходится спать с голодным брюхом.
Усугублялось еще и разрывом между зримым "земным" богатством церкви и христовым учением, явно и четко не приветствовавшим стяжательство.
На грандиозный, потрясающий разгром церквей и монастырей в той же Фландрии местный народ сподвигли уж точно не различия в догматах (хотя и Кальвин, и Лютер, и, ранее, Гус были сильнейшими проповедниками, владевшими сознанием масс и способными довести свои догматические различия с папистами до людей без книжного занудства), а в чистейшей виде низменно-прагматические чувства (в зависимости от симпатий можно назвать их жадностью и завистью, или же наоборот жаждой справедливости)